Зачем губернатору «борьба» с прессой?
На минувшей неделе в Доме журналиста заседал «круглый стол» на тему «Повышение роли общественно-экономических и культурно-исторических символов в продвижении Курской области». Таким образом губернская власть продолжает подтверждать правильность того, о чем в последнее время писала наша газета.
Как подчеркнул замгубернатора, председатель областного комитета информации и печати Анатолий Стрелков, в раскрутке определенных символов или брендов нуждаются не только какие-либо товары, это один из способов позиционирования региона в стране, в мире да и в сознании собственного населения. Хотя в апрельском номере «Курской правды» губернатор Александр Михайлов заявлял: мол, «не «имидж» главное, а дело». Теперь, видимо, спохватившись, что дела в регионе идут, мягко говоря, «не очень», вспомнили об имидже.
Мы неоднократно писали, что деятельность обладминистрации под руководством губернатора Михайлова и его 1-го заместителя Александра Зубарева, особенно в плане работы с серьезными инвесторами, далека от идеальной. Из Курской области в последнее время ушли сразу несколько крупных предприятий, а вкладывать средства в наш регион солидные компании не спешат. Да и откуда взяться инвестиционному климату, если до сих пор нет даже четкой стратегии развития губернии?
В очередной раз приходится констатировать, что объемы инвестиций у нас гораздо ниже, чем у соседей по Черноземью, и, соответственно, уровень жизни людей хуже. Если сравнивать с Белгородской или Липецкой областями, у курян меньше зарплаты, выше проблемы с безработицей и смертность... В разы мы отстаем по производству мяса, молока и многим другим показателям.
«Вот пишут: в области потеряны «многие уникальные «бренды». Это как? Какие такие у нас были бренды? – горячился Михайлов в интервью «КП». – Мы что, «Майкрософт» хотели побить нашей отверточной сборкой на «Счетмаше», а тамошними цветными телевизорами – «Сони»?»
А вот ученые, скажем, профессор КГУ Евгения Когай, считают, что для создания ярких, работающих брендов у Курской области есть все необходимое: выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, природные ресурсы, полезные ископаемые, историко-культурные богатства, людские резервы. Но используется все это, по мнению профессора Когай, недостаточно. Поэтому на создание имиджа области должны работать самые разные структуры, но в первую очередь руководство региона. А идеей, объединяющей курян, может стать, например, сохранение культурного наследия нашей области. При этом все выступающие сошлись во мнении, что прессе в деле формирования имиджа Курской области отводится особая роль.
И это действительно так. Когда в соседней Воронежской области возник конфликт со СМИ по поводу свободы слова, он был быстро исчерпан после встречи главы Союза журналистов РФ Всеволода Богданова и губернатора Гордеева. Но, как пишет «КоммерсантЪ», отчитываясь перед Облдумой о проделанной работе, Алексей Гордеев констатировал, что скандал «негативно отразился на инвестиционном имидже региона». «Благодаря этой, как оказалось, не стоящей выеденного яйца истории с «преследованием» местных СМИ Воронежскую область ославили на всю страну. И теперь сторонние инвесторы, оценивая наш регион и еще толком не зная ситуацию, уже говорят, что у нас тут кого-то за что-то душат», – заявил он. Что тут скажешь, мудрый у воронежцев губернатор. Всё понимает. Знает, что с прессой лучше не ссориться...
А что же в Курской области? А у нас г-н Михайлов честно не ответил ни на один из острых вопросов, задававшихся ему «ДДД», не отчитался перед Облдумой о своей работе и, судя по всему, не имеет стратегии развития на ближайшие годы. Вместо этого он решил начать «бороться» с независимой прессой. Причем, как водится, чужими руками. Недавно губернатор Михайлов «накатал» заявление в правоохранительные органы, требуя «разобраться» с 15 критическими публикациями в «ДДД». Об этом редакция узнала из областного УВД. Причем речь в указанных главой области статьях идет не только о деятельности Михайлова и его 1-го зама Зубарева, но и, например, об уголовном деле, возбужденном УФСБ в отношении ОАО «Курскэнергосбыт» и МУП «Городские электросети». Интересно, чем может ущемлять губернаторскую честь сообщение о мошенничестве с муниципальным предприятием Курска?
Мы предполагаем, что поскольку Михайлов реально ничего не может поделать со смертностью в регионе, с безработицей, другими проблемами, он решил, что его дискредитирует «ДДД». Так ведь проще всего... Мол, СМИ виноваты во всем. Хотя, на наш взгляд, пресса как раз является отражением происходящего в регионе. И именно сама губернская власть своими действиями себя еще больше дискредитирует.
Судите сами: к «борьбе» с нашей газетой чиновники обладминистрации, похоже, попытались подключить ряд общественных и даже контролирующих организаций. А в пресс-релизе областного комитета информации и печати (пресс-службе губернатора) от 1 июля «ДДД» и вовсе поспешили обвинить якобы в нарушении закона и непрофессионализме. Этот «пасквиль» уже успели растиражировать некоторые официальные и подконтрольные губернской власти СМИ, что может быть расценено как давление на прессу. Сейчас наши юристы проводят анализ, изучая распространенные комитетом информации и печати сведения на предмет цензуры и судебной перспективы.
Редакция «Друг для друга» в связи с вышесказанным должна заявить, что мы всегда руководствовались и руководствуемся в своей работе нормами действующего Законодательства РФ и международными документами в сфере СМИ, ратифицированными Российской Федерацией. Подтверждением профессионализма сотрудников «ДДД» является хотя бы то, что наша газета на протяжении последних 10 лет имеет самый высокий в Курской области тираж, сертифицированный Национальной тиражной службой.
Также стоит напомнить, что журналисты имеют право на высказывание своего мнения, в т. ч. критического, согласно ст. 29 Конституции РФ и ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Более того, в решениях Европейского суда по правам человека четко говорится, что если критика направлена против профессиональных политиков, границы приемлемой критики шире, нежели в отношении частных лиц. Как отмечает Евросуд: 1) « свобода журналистов включает обращение к некоторой дозе преувеличения и даже провокации»; 2) « всеобщий интерес в публичном обсуждении, если его предмет достаточно серьезен, даже если при этом используются оскорбительные либо шокирующие выражения, преобладает над законным интересом защиты репутации других людей».
Фото Андрея КОРНИЛОВА