Госавтоинспекция разъяснила новые правила
Напомним, что 20 мая было опубликовано постановление Правительства РФ, которое существенно меняет нынешний порядок. Изменения настолько серьезные, что ради них придется корректировать обучение кандидатов в водители, проводить тотальную ревизию самих экзаменационных билетов и даже вносить поправки в Кодекс об административных правонарушениях. На все про все отпущено полгода – поправки в правила вступают в силу 20 ноября. Одновременно с ними должны вступить в силу и изменения в другие документы, многие из которых только в процессе разработки.
Какими каверзами грозит водителю новая редакция правил? Кто, кому и как должен уступать дорогу? Что такое дневные ходовые огни и чем они отличаются от габаритных? На эти и многие другие вопросы читателей в редакции «Российской газеты» отвечал заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения генерал-майор милиции Владимир Кузин.
Страшна ли пешеходу мигалка
– Через полгода водитель, подъезжая к пешеходному переходу, должен будет сбросить скорость независимо от того, есть там пешеход или нет. А если пешехода на переходе нет, я обязан притормаживать?
Владимир Кузин: Вы читали само постановление? Там четко прописано, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или ступивших на нее для осуществления перехода. То есть вы обязаны сбросить скорость только в том случае, если по переходу уже идут. Если вы едете, абсолютно пустая улица, на переходе нет никого...
– То есть не обязан притормаживать?
Кузин: Естественно, если нет никого. А если люди есть, то во избежание негативных последствий, конечно, нужно действовать так, как предписано правилами. Раньше в правилах была формулировка: «...обязан уступить дорогу». Но что это значит? Водитель, увидев на «зебре» пешехода, вместо того чтобы притормозить, задумывался, каким образом он должен уступить дорогу. Теперь в главном водительском документе даны четкие рекомендации: сбросить скорость или остановиться. Например, на противоположной стороне дороги человек вышел на «зебру», водитель притормозит, оценит расстояние и поймет, надо ему останавливаться или нет. Успеет пешеход добежать до этой стороны улицы или можно проезжать спокойно. Понятно, что если по этому переходу идут люди, то не они обязаны разбегаться перед машиной, а водитель должен остановиться и их пропустить.
А если дорога абсолютно свободна, никто не пытается выйти на проезжую часть, то и притормаживать незачем. Довольно любопытно, что этот, казалось бы, банальный вопрос вызвал такой повышенный интерес.
– Не меньшее количество вопросов вызвал пункт о том, как пешеходы должны уступать дорогу автомобилям со спецсигналами. Они должны растворяться в воздухе? Некоторые эксперты высказывают предположение, что таким образом в правилах закреплено разрешение спецтранспорту давить тех, кто переходит дорогу.
Кузин: По-моему, в новой редакции правил как раз более четко прописано, что делать пешеходу. И совершенно точно никаких разрешений спецтранспорту на совершение уголовного преступления никто не давал. В новой редакции сказано, что при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маяком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части. А находящиеся на ней должны незамедлительно ее освободить. Раньше им еще требовалось уступить дорогу таким автомобилям. И вот тут было непонятно, каким образом уступать: метаться с полосы на полосу, выбирая ту, на которой точно не собьют? Этот спорный момент убрали. Все остальные требования были и в прежних правилах. При этом скорость, с какой пешеход должен незамедлительно покинуть проезжую часть, в правилах не прописана. А водители, двигающиеся со спецсигналами, в отдельных случаях имеют право отступать от правил. Но в любой ситуации они обязаны обеспечить безопасность других на дороге. В том числе и пешеходов.
Днем с фонарем
– Что считать дневными ходовыми огнями? Имеются в виду габаритные огни? Это устоявшееся понятие, почему бы так просто и не прописать...
Владимир Кузин: «Дневные ходовые огни» к габаритным не имеют отношения. Это новое понятие, которое вводится в правила в связи с тем, что ими стали оборудовать автомобили. Этим термином называют внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. Вы, наверное, видели их на современных автомашинах, в основном европейского производства. Они конструктивно выделяются в фаре. В большинстве случаев это светодиодные лампы. При их использовании не требуется включать дополнительно световые сигналы, то есть противотуманки или ближний свет.
– То есть сам я их не могу поставить?
Кузин: Сами – нет. Это уже будет внесение изменения в конструкцию автомобиля. Если у вас отечественная машина или иномарка, не оборудованная этими огнями, то вам полагается использовать либо ближний свет фар, либо противотуманные фары в дневное время суток.
– Противотуманные фары тоже можно использовать?
Кузин: Конечно, в соответствии с пунктом 19.4 Правил.
– Сейчас всех заставят включать фары даже по городу и в дневное время суток. Может быть, эту норму лоббируют топливные компании? Ведь при включенном свете увеличивается расход топлива процентов на 5, наверное.
Кузин: Таких официальных исследований никто не производил. Чаще всего, это чисто субъективная оценка. Кто-то говорит один процент, кто-то говорит полпроцента. На самом деле безопасность важнее.
– Мы же не в Финляндии, не в Британии, нет у нас таких сильных туманов. Когда солнечная погода, зачем фары включать?
Кузин: Если взять Европу, в которой используется ближний свет фар – Франция, Италия и ряд других стран, то там тоже туманов постоянно не бывает. Но тем не менее эта норма действует уже на протяжении длительного периода времени. Напомню, что мы уже пять лет ездим с ближним светом фар вне населенных пунктов.
Обгон только по встречке
– Если дорожная разметка не видна или противоречит знаку, водитель должен руководствоваться знаками. 1 августа 2007 года было поручение министра внутренних дел – исключить факты необоснованной установки дорожных знаков и примененной к ним линий разметки. 30 июня 2008 года вышло указание главного инспектора «О несоответствии линии горизонтальной разметки требованиям дорожных знаков». Так почему же сейчас узаконивают это? Я столкнулся с этим и жду суда. Дорожная разметка была прерывистая, а перед этим местом стоял знак «обгон запрещен». У меня гаишники отобрали права.
Кузин: Да, это документы, обязывающие действовать их подчиненных так, как это предписывает вышестоящее должностное лицо. Но в суде это не будет являться основанием для того, чтобы делать некие исключения. Этот пункт правил претерпел совершенно небольшие изменения. Теперь не только требования временных дорожных знаков имеют преимущества над дорожной разметкой, но обычных постоянных дорожных знаков. Эта норма абсолютно правовая, и обязательна для применения всеми органами, которые должны заниматься вопросами как организации дорожного движения, так и ее контроля. Если есть противоречие между разметкой и знаком, то главенствующую роль играет знак. Это требование введено, чтобы не было таких коллизий, как у вас.
– Обгон, вы говорите, изменился. Мне вот говорят, что я на встречную полосу выехал. А там ни разметки, ничего...
Кузин: В пунктах Правил 9.1, 9.2 четко расписано, что считается стороной, предназначенной для встречного движения. Либо это разметка, либо визуально определяется середина проезжей части.
– Если я по своей полосе обгонял. У меня идет сплошная, но ширина полосы моей дороги позволяет обогнать тихо едущее транспортное средство. Оно мне дорогу уступало, прижалось к обочине.
Кузин: По новым правилам это будет считаться опережением. Ширина проезжей части, по которой вы ехали, более 4,5 метра, на ней могут уместиться две автомашины. Поэтому, объехав эту машину, вы сделали опережение данного транспортного средства. То есть двигались со скоростью больше, чем она. Теперь обгон четко обозначен именно местом действия – это встречная полоса.
– Временные знаки, которые устанавливаются при ремонте дорог, частенько остаются на трассе и после. Какое время они должны стоять? И как в этих случаях действовать?
Кузин: Потому они и называются временные. Они ставятся на тот период, пока производятся какие-то работы на дороге. Все остальное – это нарушение требований установки знаков.
Это вопрос организации, которая производила ремонт. Она после окончания ремонта должна убрать за собой все.
– Я не могу понять по поводу обгона. Почему, где ставят знаки обгон, никогда не ставят или табличку, на каком расстоянии запрещен обгон, или конец ограничения обгона? Потому что вариант такой часто бывает, что обгоняют грузовую большую фуру, и в это время знак проходит за этой фурой по обочине. Нет дублирующих знаков. В Европе, например, ставят знак и справа и слева, и их всегда видно. Такой вопрос.
Кузин: Это не вопрос, это ваше замечание к дальнейшей работе над правилами.
– Владимир Викторович, в поправках сделано исключение для знака обгон запрещен. Теперь можно обгонять, там где это запрещено знаком, тихоходные транспортные средства. А если разметка после знака сплошная? Исключение на сплошную в данном случае распространяется?
Кузин: Нет, конечно.
– Получается, что исключение для знака «обгон запрещен» распространяется только на временные знаки или установленные в нарушение ГОСТа?
Кузин: Нет. ГОСТ напрямую не прописывает, что при наличии знака «обгон запрещен» должна быть сплошная разметка.
Там написано, что сплошные линии разметки наносятся в местах ограниченной видимости. То есть подспудно в этих местах и должны как бы устанавливаться знаки «обгон запрещен». Но знака равенства между этими «ограничителями» нет. А сплошную линию пересекать запрещается. Поэтому, при наличии знака, когда, допустим, идет тихоходное транспортное средств и при наличии сплошной разметки этого делать, конечно, нельзя.
Всем ремня
– Новые Правила обяжут все оперативные службы пристегиваться? И группы задержания, и группы захвата, пожарную службу, и тому подобное?
Кузин: Вы же видите, что новая редакция Правил не делает никаких исключений. Просто-напросто лица, находящиеся в автомобиле, должны быть пристегнуты ремнем безопасности. Эта норма будет одинакова для всех.
– То есть это еще больше усложнит работу оперативных служб.
Кузин: Я думаю, что не усложнит. Во время движения из машины никто не выскакивает для выполнения каких-то задач. Для этого нужно остановиться.
– Я оплатил штраф, а в ГАИ говорят, что не оплачено, что не приносил квиток, и просят оплатить еще раз. Как быть в данной ситуации?
Кузин: Обязанность по администрированию, по контролю за уплатой штрафов лежит непосредственно на Госавтоинспекции. У вас обязанности информировать о том, что вы уплатили, нет. Бывают ситуации, когда информация из кредитных учреждений не пришла. В этой ситуации вас никто не обязывает хранить эти квитанции, но во избежание проблем надо бы их подержать у себя. Вообще срок к исполнению – год. Если год прошел, с вас никто не имеет права требовать оплату штрафа.
– Ни при каких условиях? Даже при продаже машины?
Кузин: Тем более. На основании неоплаченного штрафа никто не может вам отказать в регистрации, проведении техосмотра или обмене прав. Это незаконные требования.
По вопросам, касающимся новых Правил, можно писать по адресу:
101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 3, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
Владимир Баршев, «РГ»
Вверх▲
Отзывы читателей (4)
Написать отзыв▼
Андрейка
4 июня 2010, 13:32e-mail: andrew_ev@mail.ru, город: железкаУважаемый господин Кузин, а почему в России стали так часто изменять правила дорожного движения?? А я знаю почему. Дороги остаются такими-же разбитыми и узкими, зачастую обочины толком не видно. А количество машин всё растёт и растёт!! Наши доблестные работники ГИБДД решили: нарисуем везде где можно сплошную — пусть иномарки и тракторы едут по одной полосе как хотят при общей скорости потока 60 км/час. У нас куда ни глянь в Курской области — кругом одна сплошная. После Фатежа до Курска — одна сплошная, на окружной курской — тоже одна сплошная десятками километров! Вот и получается, что дороги можно вообще никак не развивать и не расширять, ПРОЩЕ И НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ ПРАВИЛА. Власть с мигалками выбирает себе езду с комфортом и со скоростью, а простых водителей скоро заставят в городе ездить 20 км/час... с дальним светом и сиреной.....
evgen
7 июня 2010, 11:26e-mail: evg.np@mail.ru, город: ЩигрыУважаемый господин Баршев, мне непонятна фраза написанное в начале вашей статьи "– Через полгода водитель, подъезжая к пешеходному переходу, должен будет сбросить скорость независимо от того, есть там пешеход или нет." Это цитата из постановления или просто какие-то мысли вслух? Если это цитата — то она противоречит объяснению господина Кузина.
Олег
2 сентября 2010, 08:30e-mail: kovik1@mail.ru, город: ЧелябинскПроясните пожалуйста очень важный термин "ТИХОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО". Считается ли фура едущая в подъем со скоростью 5-7 км/ч и собравшая за собой "хвост" в километр тихоходной?. Или это только трактор обозначенный специальным значком.
Спасибо
Олег
Евгений
26 октября 2016, 09:53e-mail: vlad.evgen2016@yandex.ru, город: пст ЗаречныйУважаемый господин Кузин. В РГ от 20 октября 2016 г. под названием Лихачи и "тройка" в статье указано,что при СССР за три нарушения лишали водительских прав.Это не правда за три прокола в талоне Предупреждения отправляли на сдачу экзаменов на соответствия знания правил. Я водитель профессионал с 1970 года имею все категории. С уважением Евгений
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 22 (816) от 1 июня 2010 года
Системы видеонаблюдения в Курске — ваша уверенность и спокойствие!
Цифровое телевидение в Курске: подключиться просто, смотреть – с удовольствием!
Клиника «Ваш доктор»: первая круглосуточная стоматология в центре Курска открыта!
Диета для сердечников: океаническая рыба, зеленые овощи и красное вино