В Курск привезли подлинники Сальвадора Дали
«В шесть лет я хотел стать поваром, в семь – Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно растут. И сегодня я жажду стать не кем иным, как Сальвадором Дали», – писал художник в своих мемуарах. Выставка работ возмутителя спокойствия и «пришельца из другого мира» открылась в областном краеведческом музее. Познакомиться с экспонатами частной коллекции Александра Шадрина куряне могут до 7 декабря.
Шедевры путешествуют в термобудке
Всего коллекционер из Екатеринбурга привез в наш город около 60 работ художника. Но площадь не позволила выставить всё – 12 произведений хранятся в запасниках. «По-хорошему, графику Дали нужно вешать на большом расстоянии друг от друга, – заметил Александр Иванович. – Когда они расположены рядом, работы как бы забивают друг друга».
Выставка Сальвадора Дали – событие для Курска. Шедевры прибыли в специальном фургоне. «Используется термобудка, в которой поддерживается определенный микроклимат, – говорит Шадрин. – Резкая смена температур может быть губительна для скульптур. Выступающий конденсат способен повредить патину».
Экспозиция путешествует по России два года. «Этот безумно дорогой проект готовился в течение нескольких лет, – поясняет ее владелец. – Несколько лет шли переговоры с Европейским фондом Дали. Теперь это моя частная коллекция, но государство наложило ограничение права собственности. Экспонаты объявлены культурными ценностями и я не могу продавать их за границу. А если вывозить, например, для реставрации, максимальный срок – два года».
Скульптура «Далианская танцовщица» в очереди на «ремонт». «Наши реставраторы испортили патину, не знают, как с ней работать, – тяжело вздыхает Шадрин. – Она была голубая, а стала черной. Нашли мастера, который работал с Дали и знает секрет этой патины. Надеюсь, сможет вернуть ей первоначальный вид».
Сразу возникает вопрос: «Неужели подлинники?» Александр Шадрин заявляет: не просто подлинники, а музейные экспонаты, которые выставлялись в Лондоне, Париже, Милане, Венеции. Что касается графики, то есть такое понятие, как тиражирование. В мире существует несколько копий одной работы. Происходит это так: создается опорный лист, с него печатается первый оттиск. Он считается самым-самым. Потом с этого же опорного листа делается второй, третий, пятый оттиски. Они также авторские. Часть скульптур Дали существует не в единичном экземпляре. Например, в мире около трехсот сертифицированных копий знаменитой «Женщины в огне», и все юридически считаются авторскими экземплярами.
Скульптуры притягивают
– Раньше проводил выставку работ Михаила Шемякина, – говорит Шадрин. – Но у его произведений отрицательная энергетика, дома снял все работы. Пикассо давит своей мужской жесткой агрессией. Чувствуешь, что автор смотрит на тебя с работ, как на врага. У Дали – добрая, детская энергетика. Чем больше с ним работаешь, тем больше влюбляешься.
Центр экспозиции – «Женщины-цветы». Она создана Дали в 1970 году, семь лет провисела в его спальне и считается одним из самых гениальных творений мастера. Три женщины, три грации. Вместо лиц – букеты цветов. С левой стороны – рыбьи хвосты, которые символизируют Иисуса Христа и показывают святость женщины. С правой – кошачьи хвосты (самостоятельность, сексуальность и непредсказуемость). И множество подпорок. «Дали как бы говорит, что святость и сексуальность женщин зависят от них самих, но если не будет многократной мужской поддержки, женщина не проявит себя как святое и сексуальное существо, – поясняет Шадрин. – Самый прекрасный цветок – роза. И Дали украшает своих героинь многочисленными шипами, как бы намекая мужчинам: если хотите прекрасную женщину, придется терпеть ее шипы и мириться с ее колючим характером».
На выставке есть работы в ювелирной технике. Если смотреть на них через увеличительное стекло, можно увидеть мельчайшие волоски и поры, прорисованные художником. «Эту небольшую по размерам картину можно назвать фундаментальной, – уверяет Шадрин. – В этой фигуре – бездна трагедии, а создал картину Сальвадор Дали после прочтения «Божественной комедии» Данте. Главный герой, попав в девятый круг ада, замечает знакомого. Все его поступки при жизни отличались добродетелью, и увидеть его в преисподней оказалось неожиданностью. Выясняется: на судилище на одной чаще собралось очень много благих дел. И вдруг на противоположную сторону падает всего один даже не грех, а поступок, который перевесил. Оказывается, в молодости мужчина был влюблен в девушку, но родители заставили его жениться на другой. Он не пошел против их воли и, как оказалось, совершил самый страшный поступок – предал любовь».
Шадрин, объездивший с выставкой многие города, утверждает: творчество Дали меняет людей. «При этом художник не читает нам мораль, он просто показывает действие, – говорит коллекционер. – Например, скульптура «Георгий, убивающий змея». Вроде, тривиальный сюжет – его изображали сотни тысяч раз. Эта работа создана специально для мужчин. Дали убирает лицо у Георгия, чтобы каждый мог почувствовать себя героем, защитником любимой».
В Курске все работы стоят под стеклом. В некоторых городах Александр Шадрин сознательно убирает витрины, чтобы посмотреть на реакцию людей. «Скульптуру «Георгий» как правило не трогают, а «Единорога» буквально затирают. Посетителей тянет прикоснуться к шедевру, от которого бьет позитивная энергетика. Обратите внимание – фигура женщины кое-где матовая. Это мужчины, пока их супруги рассматривают другие экспонаты, стараются дотронуться до живота, бедер или груди обнаженной героини. Женщин привлекает капля, стекающая с рога единорога».
В каждой своей работе Дали говорит о жене – Гала. Как ни странно, даже в «Лошади, оседланной временем» он видит свою любимую. К концу жизни Гала на деньги Дали содержала штат любовников. И художник создал эту скульптуру. «Посмотри на себя, ты как эта лошадь, – говорил он ей. – Вся в золоте, бриллиантах, но уже двумя ногами в могиле. Из последних сил встаешь на дыбы, но ничего больше не можешь...»
– Рассказывать о каждом творении Дали можно часами, – замечает Шадрин. – Находить новые грани и мысли. И все же каждый увидит в его шедеврах что-то свое.
Маргарита СОЛНЦЕВА