Иномарки притормозят
Власти решили поддержать отечественных производителей автомобилей беспрецедентно высокими пошлинами на ввоз иномарок. Автомобили, собираемые в России иностранными автопроизводителями, также попадают под таможенную защиту.
Таким образом, вопрос о необходимости стимулирования обновления российского автопарка, который поднял в мае этого года на совещании по развитию автопрома в Елабуге премьер-министр Владимир Путин, получает реальное продолжение.
Пошлина на иностранные легковые автомобили до трех лет вырастет в России с 25 до 30 процентов. Аналогичные размеры ставок предлагается ввести и на легковые авто со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет. Такое решение приняла 7 ноября Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Как сообщили в минпромторге, рекомендованные цифры фактически можно признать окончательными. В действие решение Правительственной комиссии вступит после официального опубликования постановления правительства.
На автомобили старше 5 лет будут установлены запретительные ставки в зависимости от объема двигателя. От 2,5 до 5, 7 евро за 1 куб. см – на легковые автомобили. Под пошлинный пресс попали и неновые грузовики. Пошлина на их ввоз составит от 2, 5 до 4,4 евро за куб. см.
Для тягачей и автобусов экологического класса «Евро-4» и выше пошлина будет нулевой. За класс ниже «Евро-4» пошлина составит 25 процентов.
Впрочем, к отечественным производителям с недавних пор относится и дюжина иностранных мировых автогигантов, выпускающих популярные модели авто в России в режиме льготной промышленной сборки. Так что отечественный автопром сегодня – это уже и Fiat, и Volkswagen, и Peugeot, и Citroen, и Toyota. Их средняя ценовая категория – до 300 тысяч рублей за авто.
Эксперты, кстати, утверждают, что увеличение пошлин сделает подержанные иномарки сопоставимыми по цене с продукцией иностранных концернов, производимой в России. В пятницу, 7 ноября, стало известно, что американский автокоцерн General Motors открыл в Шушарах, под Санкт-Петербургом, свой новый завод стоимостью 300 миллионов долларов. Его производительность составит 70 тысяч автомобилей в год. С конвейеров нового завода GM будут уходить в продажу кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara, а в 2009 году к ним будет добавлен новый седан компакт-класса Chevrolet Cruze. Соответственно на стоимости новых машин этих марок повышение пошлин практически никак не скажется: автомобили, собираемые в России автопроизводителями иностранных брендов, будут стоить дешевле импортных аналогов. А в связи с сокращением продаж, падением спроса в целом на автомобили в Америке и западных странах в Россию может хлынуть импорт подержанных автомобилей. Кстати, только в октябре объем продаж автомобилей GM в США упал на 45 процентов – это самый низкий показатель за последние 25 лет.
Фактически автомобильная промышленность стала первой отраслью, получившей поддержку по новому антикризисному плану российского правительства. В минпромторге подтвердили, что цель нововведений – прямая защита отечественных производителей, под которыми понимаются как исконные российские автозаводы, так и автопредприятия иностранных брендов, которые «пришли в Россию, строят здесь заводы и надеются на гарантии правительства».
Что касается возможного взлета цен на иномарки после повышения пошлин, то в минпромторге считают, что потребителям беспокоиться нечего. «Россия – один из перспективных мировых рынков продаж, и точка насыщения ее еще далека. Просто при дальнейших продажах нынешняя высокая маржа и накрутки дилеров значительно упадут», – прогнозируют в минпромторге. Кроме того, в ведомстве верны прежней позиции – страна не должна превращаться в свалку автохлама. «От этого потока российский авторынок следует защитить», – сообщили в минпромторге.
Следующим шагом поддержки отечественного российского автопрома должны стать, согласно плану правительства, субсидирование автопроизводителям процентных ставок по кредитам, взятым на техническое перевооружение, и поддержка лизинговых схем продаж автомобилей.
Ситуацию прокомментировал вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Самая лучшая машина – это новая. Дешевизна любого подержанного авто – кажущаяся и обязательно скажется на эксплуатации и на ремонте. Нам не нужны автомобили старше 4 лет. А те, кто организует митинги протеста, дилеры и перегонщики иномарок, понятно, почему протестуют: единственный источник дохода сократится значительно».
Резонанс
В автомобильной столице России с энтузиазмом поддержали возможность повышения ставки таможенных пошлин на ввозимые в Россию иномарки.
– Эта мера – нормальное действие правительства, заботящегося в первую очередь о своих людях, – поделился председатель профсоюзного комитета ОАО «АвтоВАЗ» Николай Карагин. – Только в цепочке нашего предприятия трудятся два с половиной миллиона россиян. Нужно защищать собственного производителя. Не думаю, что это нововведение сработает в ущерб для отечественных заводов. Мы, например, в этом году планируем увеличение уровня продаж в количественном выражении с прошлогодних двух с половиной миллионов машин до трех с половиной миллионов. Снижение цен на автомобили, которые изготавливают в России зарубежные концерны, возможно только тогда, когда будет достигнута локализация, то есть более глубокое производство автокомпонентов в России. Но пойдут ли на это западные фирмы? Насколько я знаю, та же компания «Рено» не намерена делать двигатели ни в Москве, ни вообще в России. Напротив, мы после закупки у них лицензии на гамму двигателей планируем организовать производство полумиллиона штук в год.
При этом заводчане признают, что заградительные пошлины на ввоз иномарок не являются панацеей.
– Российский автопром сейчас зависит главным образом от двух факторов, – заявил генеральный директор Поволжского отделения Российской инженерной академии Юрий Михеев. – Первый – финансово-экономические трудности, с которыми столкнулись все, без исключения, отрасли. Второй – революция в системе поставок, поскольку на рынок пришло много иностранных производителей. Из-за чего нашим придется встраиваться в совершенно новую цепочку, и то, как они сумеют это сделать, повлияет на их дальнейшее развитие.
Татьяна Зыкова, «РГ»
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Алексей
21 ноября 2008, 17:41город: вязьмаСтатья хорошая. Но большинстве людей ездят на металоломе, значит подорожают запчасти, на новые автомобили нет денег,подорожание запасных частей это недовольствие, а вот принятие мер чтобы население могло покупать ноые машины это другое дело. И не судите по Москве едьте за мнением в глубинку.