«Полосатая» коллекция начальника ГИБДД
Рабочий кабинет начальника областного Управления ГИБДД Александра Нарыкова больше напоминает мини-музей. На стене – целая коллекция милицейских жезлов, на тумбочках и в шкафах под стеклом – бесчисленное множество всевозможных фигурок стражей порядка. А за спиной – именной регистрационный знак, на котором вместо стандартного госномера – фамилия обладателя: «НАРЫКОВ».
Жезлы из хрусталя и янтаря
Собирательством Александр Викторович занимается с 1998 года. Просто повесил однажды на стену лежавший на столе жезл, подаренный ему на форуме безопасности дорожного движения в Москве. Потом – второй, третий... Скоро у Нарыкова юбилей – 10 лет «профессиональной» коллекции. «У нас в службе есть хороший обычай – обмениваться сувенирами, – говорит Александр Викторович. – Благодаря этому, почти у каждого начальника ГИБДД есть своя коллекция. Многие знают, что я собираю жезлы и фигурки милиционеров, поэтому стараются сделать мне именно такой подарок».
Всего у полковника Нарыкова около полусотни экземпляров – от 10-сантиметровых брелков до огромного метрового жезла. Его хозяин выдает подчиненным на Новый год. С гигантским жезлом сотрудники ГИБДД в форме Деда Мороза тормозят автомобилистов, чтобы поздравить с праздником. По коллекции впору изучать географию. «Этот подарили коллеги из Сум, – рассказывает Александр Викторович. – А тот – ребята из Питера, малиновый привез из Узбекистана, цветные – из Ростова, жезл из спрессованного янтаря презентовали в Калининграде. Тамошний начальник, кстати, собирает модели самолетов. Так его коллекция давно в одном кабинете не помещается, по всему отделению экспонаты расставлены».
Был в коллекции Нарыкова и хрустальный жезл, подарок коллег из Донецка. Только вот беда – уникальный экземпляр упал и разбился. Есть среди экспонатов и самодельный. Его смастерили в 70-е годы. С первого взгляда кажется, что большинство полосатых экспонатов – совершенно одинаковы. «Это не так, – со знанием дела объясняет коллекционер. – Двух абсолютно одинаковых вы здесь не увидите. Смотрите, на этом жезле веревочка кожаная, а на этом – обычный шнурочек. Или взять эти два. Обратите внимание на рукоятки – разные».
Белый, красный, полосатый
Отдельно в кабинете хранится подарочный набор – в коробке под стеклом три жезла: белый, красный и полосатый. Именно так выглядят три этапа эволюции инструмента наведения порядка на дорогах. Неизменной оставалась лишь длина – 11 вершков или 50 сантиметров.
Самые первые жезлы были белого цвета и назывались «тростью». Кстати, в прошлом году главному атрибуту автоинспектора исполнилось ровно 100 лет. Первый постовой с белой тростью в руках появился на улицах Санкт-Петербурга. В ноябре 1922 года на смену белому пришел красный жезл с желтой рукояткой. Тогда разработали специальную инструкцию для постового милиционера, где объяснялось, что такое жезл и как им пользоваться. Так и записано: «Регулировщику запрещается делать лишние движения, можно только опускать или поднимать жезл». Помещался он в кожаном чехле и носился постовым на ремне спереди, с левой стороны. При отсутствии светофоров постовых выставляли практически на всех перекрестках, а жезлы пользовались огромным спросом – зачастую их не хватало. Инспекторам приходилось самим выстругивать деревянные «палочки», а потом красить.
27 апреля 1939 года Циркуляром Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР №55 «С объявлением инструкции постовому регулировщику уличного движения» введен черно-белый жезл регулировщика. С тех пор он не менялся. На «полосатую палочку» собрано целое досье, хранящееся в фондах Центрального музея МВД РФ. Среди его экспонатов есть эксклюзивные. Особенно почетно было получить именной жезл, или «переходящий». Их доверяли только отличившимся инспекторам. Как правило, на таком жезле были выгравированы портрет и имя героя, погибшего в неравной схватке с нарушителем.
В 80-е годы начальник оперативного отдела МВД Аджарской АССР Арамаис Тоноян разработал так называемый «Универсальный жезл для сотрудника ГАИ». У него был пластмассовый корпус, а вместо белых полосок – номера угнанных машин, номера телефонов отделов УВД и позывные спецслужб. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в ручку – свисток. Массового применения изобретение не получило – уникальный образец хранится в музее. Его называют прообразом нынешней базы данных ГИБДД.
Регулировщика сравнивали с дирижером
Были времена, когда регулировочный жезл сравнивали с дирижерской палочкой. В Курске настоящим виртуозом-регулировщиком был Николай Смицкой. «Когда он стоял на посту – это же было целое зрелище! Люди специально приходили посмотреть», – рассказывает Александр Викторович. Сам Нарыков в ГИБДД пришел ровно 30 лет назад – в феврале 1978-го. Через несколько дней – первое дежурство на посту, на перекрестке улиц Колхозной и Дзержинского. Наставником у будущего начальника ГИБДД был тот самый Смицкой. «Он как человек опытный вышел на дежурство в тулупе и валенках, а я – в курточке и ботинках», – вспоминает Нарыков. – «Смицкой окинул меня взглядом и говорит: «Сынок, в такой одежде у нас на службу не ходят». На следующий день я оделся уже потеплее».
Первую регулировку Нарыков запомнил навсегда. Чтобы не замерзнуть, он, как бывалые регулировщики, встал на канализационный люк. «Поднимаю жезл и начинаю тормозить машину. Она резко останавливается, идущий следом автомобиль сделать этого не успевает и въезжает прямо во впереди идущее авто. И все это у моих ног».
Работа регулировщика, считает полковник, – настоящее искусство и не каждому дано им овладеть. Самых опытных в ГИБДД помнят по именам. В память о Герое Советского Союза Николае Бредихине даже проводят профессиональные соревнования. А об участнике Великой Отечественной Иване Толмачеве ходят целые легенды. Его водители не только боялись, но и уважали за принципиальность. Прежде чем выписать нарушителю квитанцию, обязательно прочитывал лекцию. А это было пострашнее штрафов! Говорят, однажды Толмачев оштрафовал даже собственную жену. Та грубо нарушила правила движения – попыталась перейти дорогу в неустановленном месте. Муж-автоинспектор тут же остановил ее и выписал штраф. «Ваня, ты что? Это же я», – искренне удивилась супруга. На что принципиальный гаишник невозмутимо ответил: «Я, гражданочка, вам не Ваня, я – сотрудник дорнадзора».
Анна КОРШУНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Роман
1 марта 2008, 00:00город: КурскАлександр Викторович! Личный контроль над каждым инспектором не установишь! Но общую установку на дружбу с водителями можно установить! А то получается, что "гаец" — враг водителю! Надо мириться нам! Все участники дорожного движения, все хотим безопасности!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 08 (698) от 26 февраля 2008 года
Курская семья выиграла в лотерею 3-комнатную квартиру в Москве
Академия REHAU провела семинар в Курске для менеджеров компании «Окна «Фаворит»