Корреспондент «ДДД» прошла мастер-класс у Хакамады
«Хакамада – это что-то умное, храброе, сильное, сексуальное, неординарное», – так оценила себя Ирина Муцуовна. Нескромно, но правдиво. Корреспонденту «ДДД» довелось в апреле пройти мастер-класс по селф-брендингу у знаменитой российской женщины-политика.
Отказалась от фарса с похищением мужа и ребенка
Свои уроки Хакамада давала политтехнологам на Межрегиональном молодежном форуме «Политика как бизнес». Модное словечко «селф-брендинг» появилось в нашем обиходе не так давно. Означает оно «само-пиар» или раскручивание своего имени как отдельной торговой марки. «Когда я делала свое имя, не думала ни о каком «брендинге», – призналась Хакамада. – И вообще слово бренд 15 лет назад никто не слышал. В 1998 году, решив после отставки вернуться в политику, встретилась с друзьями – профессионалами в этом деле. Пытались разработать модель, как восстановить мое имя и снова превратить его в бренд. Общались наверное часов пять и у нас ничего не вышло. Чтобы вытащить бренд по имени «Хакамада» на высокие позиции, все расписали по схемам, просчитали по всем правилам науки. Но мне предложили неприемлемые вещи. Например, разыграть детектив с фабулой: муж пропал, ребенок тоже похищен, Хакамада мужественно держит удар и ищет семью. Я сказала: «Вы че, обалдели?!» Отвечают: мол, они реально не пропадут, а ты сможешь показать, что ты боец, не падаешь духом, умеешь преодолевать трудности. «Нет не смогу, я же не актриса». «Тогда сделаем так, что они реально пропадут».
Я отказалась. И поняла, что коммерческие брендинговые технологии не подходят. Кроме этого, были предложения, которые упирались в бабки, бабки и еще раз бабки. «Мы заплатим за твое появление на телевидении в таких-то передачах, за публикации...» Многие мои коллеги купились на это, полагая, что политика – не отдельная профессия, а бренд, который можно купить за деньги. Но, как показывает практика, никому не интересно, что ты бубнишь по ТВ в откровенно заказных передачах. Селф-брендинг не может сделать человек, прочитавший все учебники по политическому пиару. Для этого нужна интуиция...»
«Да» и «нет» не говорить, черно-белое не носить?
«Селф-брендинг – штука абсолютно непредсказуемая, – продолжает разговор Ирина Хакамада – Многие спрашивают: как вы создавали свой стиль? Да никак. Просто хотелось выглядеть так, как хотелось. Сначала коротко постриглась, потом стала ходить в черном. Мне пророчили, что если буду продолжать ходить в черном, потеряю все голоса. А я продолжала и не теряла их. В чем секрет? Вы чувствуете, что вы яркая личность, у вас богатый внутренний мир, вы не боитесь – уже половина успеха. Успешным человек становится, когда его внутренний мир хоть как-то гармонирует с формой его выражения. При этом надо любить людей – мизантроп не может быть публичным политиком. Он сколько угодно может пытаться сделать благое дело, но в общении, отвечая на вопросы, даст почувствовать, что на самом деле считает всех за последних козлов. Поэтому если вы людей уважаете, но считаете, что, по большому счету, они чего-то не знают, а вы им поможете – тогда идите в большую политику. И никак иначе.
Были советы по поводу внешности: сними очки или вместо узких надень круглые – это придает доброту лицу. Я сразу это сделала. Вот у писательницы Татьяны Устиновой жесткое, мощное лицо, а очки – такие «щели». Она себе такое позволить может, книги будут покупать и без этого. А вот женщина-политик – нет – у нее сразу лицо стервы. Женщина в политике и так имеет имидж стервы, даже если проповедует идеи гуманизма.
С другой стороны, чисто интуитивно я поняла, что любой спор женщин – это базар, тогда как спор мужиков – дебаты. Но деваться было некуда, накануне выборов предстояло встретиться с Екатериной Лаховой в эфире. Дебаты на НТВ дорогие, деньги потрачены – надо идти. Не знаю, зачем так поступила (тогда ничего не анализировала), но оделась в белую рубашку, черный костюм и черный галстук. Лишь потом до меня дошло – чтобы подсознательно ощутить себя мужчиной, избежать впечатления бабской кухонной разборки. И оказалась права. Лахова зашла в юбках, в этих самых каблуках-шпильках, то есть сразу себя позиционировала как женщина. В довершение ко всему, когда я спорила, юмор использовала грубоватый, мужской. Пусть меня не полюбят, скажут, что со мной не согласны, но в любом случае не навяжут нежелательный, невыигрышный имидж».
Не уверена, что Жириновский – бренд
«Но перебарщивать с мужским имиджем нельзя. Это неестественно. Один профессиональный консультант на подсознательном уровне был убежден, что женщина не может быть эффективным политиком. Поэтому он предлагал, на мой взгляд, странные методы общения с публикой. Например: «Никогда не повышайте голос. Никогда не давите. Вам хамят, а вы – интеллигентно, тонко и вежливо... Вам опять хамят, а вы опять такая интеллигентная-интеллигентная » Мое мнение иное: если люди увидят, что я не могу защитить себя, значит, не смогу защитить и тех людей, которых за собой веду. Если женщина-политик даже интеллигентна и симпатична, это не должно мешать ей в определенных случаях вести себя жестко и непримиримо.
Я не знаю, как делать бренд, могу лишь сказать, что он появляется, когда ваша известность достигает 80–90% по всей стране. Это может не зависеть от того, какие идеи вы отстаиваете, побеждаете ли на выборах, являетесь либералом или демократом. Я со своей фамилией поняла, что бренд это что-то другое. Вот, скажем, Жириновский. Если отделить его от его деятельности, не уверена, что это бренд. Если насадите фамилию Жириновского на бутылку с напитком типа колы, не уверена, что увеличатся продажи. Бренд – это когда ваше имя начинает жить своей жизнью. Можно иметь любые взгляды, быть уже не политиком, проиграть все выборы, при этом за вами закрепляется что-то оригинальное, позиционированное, ассоциирующееся с чем-то целостным. Так, фамилия Хакамада дает следующий ассоциативный ряд: это что-то умное, храброе, сильное, сексуальное, неординарное. А спросите, чем она занимается Ну когда-то чем-то в политике занималась... Уже неважно».
Имя можно конвертировать во что угодно
«Бренд – штука полезная. Мне как-то предложили издать книгу рецептов. Многие спрашивали: правда, все это готовите? Я сказала: «Вы что, это же перевод с немецкого». Но бренд ложится на книгу, ее начинают покупать. Таким образом, когда вы уйдете из политики, свое имя сможете конвертировать во все, что угодно. Я, например, его сейчас конвертирую в книги. Я конвертирую его в информационные поводы. Когда человек слышит бренд, это подтягивает рейтинг передачи.
Начав читать мастер-класс по политическому лидерству, проанализаровала свой опыт и поняла, что в сэлф-брендинге главное – процент узнаваемости. Достигнув 20–30 %, нужно двигаться дальше. Когда достигаете 60–70%, можете как-то себя позиционировать, делать какие-то конструкции и порядки. А при 90% вы свободны, как бог. Это ваш бренд, можете делать с ним, что угодно, превращая в любой ресурс: политической, коммерческий, снимайте кино, пишите книги, организовывайте культурные проекты. Бренд будет пахать на вас так же, как вы все это время пахали на него».
Не согласилась на «разговор в постели»
«Как я добилась узнаваемости? Для женщины, которая еще недостаточно известна и не так богата, чтобы оплачивать различные поводы, есть только один путь. Во-первых, за счет внешности. У меня был бритый затылок, на нем выбрита бабочка. Я одевалась очень экстравагантно и странно. Когда заходила в первый раз в парламент, все журналисты просто сходили с ума. Ко мне приклеился ярлык – самая стильная. Я ходила на все вечерины и тусовки, использовала любой информационный повод, чтобы меня узнавали люди.
Во-вторых, надо идти на то, на что не идут другие. Так, я участвовала в шоу «Как стать миллионером», которое вел Дмитрий Дибров. Мне говорили: проиграешь, и тебя сразу примут за дуру. Но в итоге выиграла нормальную сумму денег, хотя было тяжело. Поставил в тупик вопрос из «жизни насекомых». Спасло точное знание сценария. Многие думают, что у них ограничено время, лихорадочно спешат ответить. А там написано: можете думать, сколько угодно. Вот я и думала с этими мухами-пауками полчаса-минимум. Пыталась рассуждать логически и в результате нашла верный ответ.
После этого я приняла участие во многих развлекательных шоу. На одно пошла, будучи уже глубоко беременной. Проклинала все на свете, думая: «Господи, когда ж это кончится?!» При этом понимала, что скоро родится ребенок, я надолго выпаду из поля зрения и публика может меня забыть. Поэтому надо как можно дольше продержаться в игре. В общем, куда только ни ходила, в чем только ни участвовала. Были, конечно, вещи, на которые не могла пойти ни за что. Скажем, предлагали принять участие в передаче «В постели с » Разговор ведется, лежа в постели с кем-то, раздеваться не надо, просто лечь под одеяло. На это я согласиться не могла».
Непредсказуемая и ассиметричная
«После того как моя узнаваемость достигла 30%, я стала «через раз» соглашаться на какие-то вещи. А когда процент дошел до 70 (начиная с 99 года, после министерства), я «завязала». Уговаривать меня прийти на шоу, на «развлекуху» – бесполезно. Я стала серьезной. Мой конек – дебаты. В основном, из-за того, что мне от природы дана сумасшедшая реакция. Ну, как в боксе. Чтобы получился интересный разговор, главное – найти ассиметричный ответ противнику. Могу применять то иронию, то юмор, быть то жесткой, то мягкой и женственной. Могу «закосить» под дурочку, могу изобразить из себя истеричку. С таким оппонентом очень трудно – непонятно, какой шаг он предпримет в следующий момент. В таких спорах надо развернуть все свои грани, показать зрителю очень многоцветный и объемный образ. Меня всегда приглашают на дебаты. Вроде я ушла из большой политики, выборы все проиграны, тем не менее, известность, бренд все равно сохраняется, а умение сделать беседу интересной не перестает быть в цене.
Сейчас я решила свою известность раскручивать в другую сторону. Написала роман о большой политике. Книга выйдет в сентябре. Хочу снять фильм. На главную роль мечтаю пригласить одну голливудскую звезду. О чем будет фильм, раскрывать не буду. Скажу только, что я поднимаю вопрос: имеет ли место большая любовь в большой политике».
Марина КРАПИВНАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Елена
27 сентября 2008, 21:36e-mail: Elpo@hotmail.ru, город: МоскваСтатья выдержана в стиле имиджа — оригинальное преподнесение оригинального мнения.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 18 (656) от 30 апреля 2007 года
Комплексный подход. Что это? На ваши вопросы отвечает «Славянская клиника»® в Курске