Курянин строит ракетный катер
Нечасто увлечение совпадает с работой. Курянину Эдуарду Желтобрюхову повезло: в музее пожарно-спасательной части он отвечает за сохранность моделей техники (делает новые, ремонтирует старые), а в центре технического творчества учащейся молодежи занимается с детьми автомоделизмом.
Лет 50 назад Эдуард Романович сделал свою первую модель: бронекатер. В то время он занимался в судомодельном кружке клуба ДОСААФ в Баку. Потом увлекся автомоделизмом, делал машины с двигателями внутреннего сгорания, радиоуправляемые авто. В 1964 году на Всесоюзных соревнованиях занял третье место. После армии руководил автомодельной секцией в Бакинском дворце пионеров, стал тренером сборной республики в этом виде спорта.
В 1971 году на чемпионате СССР Желтобрюхов взял золото, стал мастером спорта. Тогда на соревнования он представил модель первого советского автомобиля «НАМИ-1». Около года на токарном и фрезерном станках вытачивал двигатель, кардан, задний мост и корпус модели.
– Когда уезжал из Баку, оставил машину там, – с горечью говорит Эдуард Романович. – Жалко, столько сил и времени потратил на нее. В длину она была 23 сантиметра, объем двигателя 1,5 кубических сантиметра. Работала на спирте, вместо машинного масла – касторка. На соревнованиях она развила скорость 103 километра в час: пролетела 500 метров за 18 секунд. А вот водить машину так и не научился. Не мое это
Корпус «НАМИ-1» был сделан из белой жести. В мини-авто Желтобрюхов поставил стекло, сиденья, руль. «Постарался полностью повторить оригинал машины, – поясняет он. – Чем больше модель похожа на прототип, тем больше начисляется очков. Когда ее заводил, страшно ревела: обороты двигателя доходили до 30 тысяч в минуту».
В 1975 году Эдуарда Романовича пригласили работать на производственный комбинат ДОСААФ Азербайджана бригадиром в макетную мастерскую. Готовили там учебные пособия: двигатели автомобилей и судов в разрезе, макеты буровых установок. На досуге Желтобрюхов подсчитал, сколько перевел спирта на свое увлечение. Получилось больше ста литров. «Для двигателей моделей нужен технический спирт, – говорит он. – Было время, когда его нереально было достать. Решил попробовать запустить авто на медицинском. Захожу в аптеку и прошу две бутылочки медраствора и столько же касторового масла. Рядом стояли алкаши. Они как услышали мой заказ – подошли: «А касторка зачем?» – удивленно спрашивают. «О, мужики, – говорю. – Это попробовать надо!»
Вот уже 3 месяца Эдуард Романович делает радиоуправляемый ракетный катер. 78-сантиметровый корпус готов, осталась начинка. Топливо – спирт, смазка – касторка. По замыслу Желтобрюхова у катера будет задний ход. Более того, судно сможет запускать ракеты и пускать дымовую завесу. «Думаю, ближе к осени опробуем его на воде», – улыбается собеседник. И тут же говорит о грустном: не хватает средств для участия в автомодельных соревнованиях. Они проходят каждый год, но курские школьники не могут туда поехать.
«Ребенку нужно сделать модель, – говорит мастер. – Около 150 долларов стоит самая простая спортивная радиоаппаратура, тысячу рублей – двигатель внутреннего сгорания. Плюс проезд, проживание. При этом постоянно говорят, что подростки не занимаются делом, предоставлены сами себе. Но ведь их нужно заинтересовать. Так, в автомодельной секции центра технического творчества мы делаем простые модели, на более сложные банально нет денег. А ребятам неинтересно заниматься одним и тем же, вот и бросают занятия. Если бы на нас обратили внимание руководители крупных предприятий – на российских соревнованиях нашу губернию мы бы не подвели, представили бы Курск на должном уровне».
Марина РОМАНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
АД ИГЕЗАЛОВ АСКЕР
11 декабря 2013, 12:25e-mail: askerino7@mail.ru, город: БакуЭдик привет.будет время выйди в скайп пообшаемся.Буду очень рад увидить и услышать тебя Аська