История святок и гаданий
В России каждый народный праздник сопровождается обрядами. Большая их часть возникла задолго до принятия христианской веры во времена глубокого язычества. В некоторых случаях церковные христианские праздники наложились на народные.
Так, святки в России и за границей совпадали с днями священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно 5 января. По наречиям некоторых европейских народов, святки (swatki, swiatki) означают праздники вообще. Например, в Украине, Польше и Белоруссии так называют многие праздники. Большая часть народных игрищ перешла на север России с юга и запада. На святках же произошла странная смесь обычаев из языческих обрядов с христианскими упоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, к обрядам языческим принадлежат: гадания, игры, наряды, хороводы и песни. Они выражают изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющего ничего общего с христианскими целями.
В Белоруссии и на Украине святки называют колядою, каледою; название схоже с римским Kalendae, с санскритским kala. Из Кормчей книги следует, что святки, праздники приняты славянами от эллинов (греков). Исторические сведения подтверждают, что этот обычай существовал в Римской империи, в Египте, у греков и индийцев. Так, египетские жрецы, празднуя Новый год, надевали на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам городов в масках. Ни фараонам, ни императорам, ни святому Иоанну Златоусту не удалось запретить святочные волхования и безумные игры (календы).
Во времена сближения России с Византией святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, ибо много славяноруссов находилось при дворе византийских императоров. Константин Багрянородный, крестный отец киевской княгини Ольги, упоминает о готских играх, совершаемых при дворе в присутствии императора во время Рождества. Ряженые в вывороченные тулупы или шубы, в масках и с раскрашенными лицами вертелись, бегали, пели и плясали под музыку. Позже в России император Петр I, по возвращении из путешествия в Европу, наряжал Зотова Папой, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами, церемониймейстерами. Русская история подтверждает, что и царь Иван Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил Репнина за то, что тот не надел личины.
Русские же язычники славили Коляду с 24 декабря. По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог пиршества и мира у всех язычников. Есть предположение, что это имя, как и празднование коляды перешло с севера из Великого Новгорода в Вологодскую, Костромскую, Владимирскую и другие Великороссийские губернии в XIV–XV веках. В Харьковской и Курской губерниях празднование Коляды возникло раньше. В Великороссии ее не только славили по домам, это сопровождалось наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми. Гадали, как правило, вечером и по ночам. Подробно о веселье этого праздника написал в своей повести «Ночь перед рождеством» Николай Гоголь.
У чехов, болгар и сербов Koleda значит «святочная песнь». Ходить по Коляду – значит поздравлять с Новым годом и за это получать подарки от каждого, кто что может дать. Коледа у словаков – благословение домов. У сербов святки еще называют «Карачити», видимо, потому, что в дни святок люди ходят по домам – кривляются, корчат рожи. Русичи считали две коледы: Васильевскую накануне Нового года и крещенскую, перед Крещением. В Новгороде Святки известны под именем окрутников, в Тихвине ряженых звали окрутниками, кудесниками, куликами и щеголями. В Нижегородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называют Кудесами. На Псковщине святки величают Субботками.
В язычестве гадание составляло один из главных атрибутов служения богине счастья Гад. После перехода Руси в христианство гадания стали преследоваться церковью. По-видимому, это слово происходит от Gad – исследовать или Gadam – испытывать (на санскрите). Гаданий только на вещах в России было более 30: на курицах и лошадях, поленьях и головном уборе (сборнике), лучине и воловьей коже, сковороде и хлебе, бобах и зеркалах, гадание топором и башмаком, яйцом и воском Часто гадали на перекрестке в полночь, под окном, у ворот и у омета соломы.