Копии курского реставратора принимают за подлинники
На прошлой неделе в картинной галерее имени Александра Дейнеки открылась уникальная выставка: «Фальсификация и экспертиза». Впервые подлинники картин встретились со своими копиями. Искусствоведы считают, что в полной мере насладиться шедевром можно, только сравнивая две работы. Стоит отметить, что в данном случае копии мало в чем уступают оригиналам.
Идея сделать такую выставку пришла в голову реставратору картинной галереи Михаилу Денисову. Не один десяток лет он занимается копированием известных картин. К 1997 году у него было порядка сотни таких работ. «С тех пор перестал считать», – улыбается Михаил Евгеньевич.
Возникает резонный вопрос об ответственности за копирование работ признанных художников. Оказывается, есть определенные правила. Дабы не возникло проблем с законом, размер копии и подлинника должен отличаться, нельзя подделывать и подпись автора. Работники картинной галереи говорят, что человеку непосвященному весьма сложно отличить, где оригинал, а где «список» (если он, конечно, выполнен профессионально).
– Как-то пришла женщина, принесла картину Дейнеки, – смеется Денисов. – Она была уверена, что это подлинник, назвала сумму, за которую ее приобрела. Я узнал свою работу: «Ну что, – говорю, – хорошая цена за мою копию. Можете смело всем говорить, что полотно настоящее».
– Где храните свои работы?
– Часть находится в моей реставрационной мастерской, – говорит Михаил Евгеньевич. – Некоторые я подарил родным, так что они все равно вокруг меня, могу в любое время прийти и полюбоваться на них. Что-то висит в кабинете, что-то – дома. Сейфов специальных нет. Я считаю, что под копией стоимостью в 500 долларов легче заснуть, чем под подлинником за 60 тысяч «зеленых». Я ведь не коллекционер. Чтобы этим заниматься, нужно много сил, времени и, главное, денег.
Внимание привлекает работа «Веселые натурщики» Луиджи. Прежде всего, впечатляет размер: метр на полтора. Оказалось, на написание ушло всего две недели. «Копировал ее вместе с другим художником, – говорит Денисов. – Правда, работали по 12 часов в сутки». По его словам, обычно времени уходит гораздо больше. Например, на «Натюрморт с тремя персиками», размер 30х40 сантиметров, реставратор потратил больше года.
– Очень тяжело она мне далась, – поясняет Денисов. – Много мелочей, выписывал каждую виноградинку, каждый листочек. Быстро уставали глаза, и больше трех часов в день работать не получалось.
Чаще всего Денисов пишет на заказ. Причем просят не самые известные картины. Как правило, пейзажи, натюрморты. Пользуются популярностью и семейные портреты в пышных одеждах под старину. «Порой поступают странные заказы, – улыбается собеседник. – Например, просят взять известную картину «Рыболов» Перова, но вставить лицо друга. Я обычно отказываюсь – работа не имеет никакого отношения к копии».
В свое время Михаилу Денисову поступали заказы из Германии. Он делал списки с работ немецких и голландских художников. Сейчас в Москве, да и в Курске, стало модно дарить копии известных полотен. Обращаются к Денисову. Не так давно в столицу «уехала» копия картины Валентина Серова «Девочка с персиками».
Что касается стоимости, то цена копий в тысячи раз меньше цены оригиналов. Так, список картины из каталога обойдется долларов в 300. А вот желающим приобрести эксклюзивную копию небольшого размера, написанную непосредственно с подлинника, придется выложить порядка 1500 долларов.
Марина ВЕБЕР
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 48 (530) от 30 ноября 2004 года
До выхода календаря «Русского радио» остались считанные дни!