Прокуратура заставит пересмотреть тарифы на автогражданку
Прокуратура Москвы рассмотрела жалобу Движения автомобилистов России и признала незаконными методические указания Российского союза автостраховщиков (РСА) по расчету стоимости полиса страхования автогражданской ответственности при досрочном расторжении договора страхования. Ранее страховые компании, опираясь на рекомендации РСА, удерживали при досрочном расторжении договора минимум 23% стоимости полиса, а не сумму за те месяцы, в течение которых автовладелец реально пользовался страховкой. Прокуратура указала на необоснованность таких расчетов и призвала страховщиков пересмотреть свои тарифы.
В Законе «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» ничего не сказано о том, чем руководствоваться при расчете стоимости полиса, если владелец решил расторгнуть договор с компанией досрочно. Поэтому РСА рекомендовал всем страховым компаниям, вовлеченным в процесс принудительного страхования автогражданки, в этом случае взимать с водителя не сумму за реально истекшие с даты заключения договора месяцы, а как минимум 23% стоимости полиса. Почему именно 23%? 20%, по словам страховщиков, отчисляется в гарантийный фонд, из которого пострадавшему в аварии человеку будет выплачиваться возмещение ущерба, если компания, в которой застрахован виновник аварии, разорится. А в 3% стоимости страховки клерки компаний оценили свои услуги по составлению договора страхования.
Автовладельцам такая ставка показалась несуразно высокой. А еще более репрессивными показались автовладельцам причины, которые страховщики считали уважительными для расторжения полисов. Чиновники почему-то решили, что желающих досрочно расторгнуть договор страхования будет немного. Как правило, договор о страховании расторгается, если машина после аварии не подлежит восстановлению. Конечно, глупо не вернуть деньги за страховку, купленную на лом, который уже никогда и никуда не поедет. Расторгаются договоры и в случае смерти владельца машины.
Полис страхования перестает действовать и в случае смены владельца автомобиля. Понятно, если человек машину продает и с нее снимаются номера, то новый хозяин получает на машину уже новые номера и волен страховаться там, где ему больше нравится, а не там, где страховался бывший владелец. Тем более что по закону страховой полис при смене владельца машины не может быть автоматически передан (или даже переоформлен) новому владельцу.
Но закон о страховании автогражданской ответственности не учел всех изменений Гражданского кодекса. С конца прошлого года любой человек вправе совершить сделку по купле-продаже автомобиля без снятия его с учета. То есть машину снять с учета новому владельцу все же придется, но не обязательно это делать в момент совершения покупки. Это очень удобно, когда человек покупает машину, например, зимой, а собирается ее эксплуатировать только летом. Но в этих случаях страховые компании тоже отказывались возвращать деньги за купленный ранее полис – в их методических указаниях говорится, что основанием для расторжения договора является лишь снятие транспортного средства с учета. Налицо нарушение конституционного права гражданина распоряжаться имуществом.
Кроме того, пресловутое требование 23% явно нарушало Закон «О защите прав потребителя», согласно которому человек вправе вернуть товар, которым он не начал пользоваться, в течение двух недель со дня покупки без всякого объяснения причины возврата. А ведь полис – такой же товар, как и все остальные покупаемые и продаваемые в нашей стране.
Кстати, уже в январе этого года несколько автовладельцев Екатеринбурга в суде отстояли свои права при досрочном расторжении договора получить деньги за срок, в течение которого они реально пользовались услугами страховщика. Так что решение Московской прокуратуры – лишь логичный шаг к устранению белых пятен в Законе «Об обязательном страховании» автогражданки.