Тайна гибели Юрия Гагарина
43 года назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин впервые облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток». А 36 лет назад, 30 марта 1968 года, Москва прощалась с кумиром для миллионов. Трагическая смерть гражданина Планеты осталась незаживающей раной нашей общей памяти.
Учебно-тренировочный реактивный истребитель МиГ-15УТИ с двойным управлением («спарка»), в котором находились летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин, разбился утром 27 марта 1968 года. Их останки обнаружили в 65 километрах от аэродрома вылета Чкаловский, в березовой роще, неподалеку от деревни Новоселово Владимирской области.
За десятилетия о трагедии писало множество специалистов – хотя точно не было известно ничего, а выводы официальной комиссии, расследовавшей катастрофу, – 29 томов с грифом «секретно» – держались в тайне. По одной из версий, самолет Гагарина попал в струю пролетавшего рядом сверхзвукового истребителя и свалился в штопор. Космонавт Виталий Севастьянов заявлял, что «на 75 процентов» уверен – причиной катастрофы стало столкновение самолета с зондом, в результате чего разрушилось остекление кабины... Но обратимся к фактам.
Последний полет
27 марта 1968 года Гагарин должен был выполнить три контрольных полета на «спарке» с проверяющим, чтобы получить допуск к самостоятельным тренировочным вылетам после более чем трехмесячного перерыва. «Нелетная» пауза была связана с подготовкой дипломной работы в академии имени Жуковского. Затем Гагарин прошел наземную доподготовку и совершил на «спарке» 18 полетов. Окончательный допуск к возобновлению самостоятельных полетов Гагарина должен был дать лично командир полка Владимир Серегин – Герой Советского Союза, отважный летчик-штурмовик в годы Великой Отечественной.
Самолет Гагарина – Серегина (бортовой №18) взлетел в 10 часов 19 минут. Радиообмен с руководителем полетов вел сам Гагарин. Его голос, фиксируемый на магнитофоне командного пункта, звучал спокойно и четко. Через три минуты он доложил о выходе на рубеж набора высоты и получил разрешение подниматься, как и предусматривалось, до 4200 метров. Еще через две минуты от 625-го – позывной Гагарина – поступило сообщение о выходе за верхнюю кромку нижнего слоя облаков, а еще через две – Юрий Алексеевич доложил о входе в пилотажную зону N 20, запросив «добро» на работу в ней. Получив разрешение, он дисциплинированно ответил: «Понял, выполняю». Это было в 10 часов 26 минут...
А всего через четыре (!) минуты Гагарин таким же спокойным голосом сообщил на землю об окончании задания, хотя выполнение всех элементов пилотажа в зоне занимает обычно не менее 20 минут. Удивленный руководитель полетов, подполковник по званию, не стал выяснять причину этого несоответствия у двух полковников, Героев Советского Союза, и ответил:
– 625-й, разрешаю.
– Понял, выполняю, – сказал Гагарин с прежней нормальной интонацией. Это были последние, зафиксированные технически, слова космонавта №1.
Перегрузка в 11 крат
На месте падения самолета была проделана колоссальная работа. Достоверно реконструированы временные и прочие параметры столкновения самолета Гагарина–Серегина с землей. Оно произошло через 60–70 секунд после доклада: «Понял, выполняю». Установлено, что истребитель врезался в землю с углом пикирования 50 градусов при скорости полета около 700 км/час. Перегрузка, которая давила в тот миг на пилотов, достигала почти 11 крат – каждый из летчиков «весил» около тонны. Такие «убийственные» параметры, безусловно, не могли быть результатом намеренных действий экипажа, а стали следствием нештатной ситуации, усугубившейся до катастрофы всего за одну минуту.
Для расследования была создана Государственная комиссия из четырех целевых подкомиссий. Одна сделала однозначный вывод: в течение всего полета, вплоть до столкновения с землей, на самолете №18 не возникло никаких неисправностей в работе приборов, механизмов и систем. Но то, что произошло за последнюю минуту, по остаткам техники реконструировать было невозможно – на борту не было даже примитивных регистраторов.
Говорили о возможном столкновении с другими самолетами серегинского полка (одиночный МиГ-17 в соседней зоне пилотажа и пара МиГ-21, взлетевших на свой маршрут после Гагарина), затем таинственный истребитель с соседнего аэродрома Раменское, якобы пролетевший через район полетов. Потом птицы, иногда сталкивающиеся с самолетами (только происходит это на высотах не более километра). И, наконец, метеозонды. Но ни одна из версий не подтвердилась. В последние десятилетия стали выдвигаться более «современные варианты» причин катастрофы – злонамеренное повреждение техники при подготовке к полету, закладка в «спарку» взрывного устройства, поражение ее (по чьему-то коварному приказу) с земли, встреча с НЛО, воздействие неких силовых полей и многое другое из области фантастики. Но все они убедительно опровергаются остатками гагаринской «спарки», которые хранят в подмосковных Люберцах.
Летающие «парты»
Куда более достоверные сведения о причинах сваливания в штопор МиГ-15УТИ можно почерпнуть из статистики авиапроисшествий в частях, где эксплуатировалось более тысячи таких «спарок». Это был далеко не идеальный самолет с точки зрения устойчивости в полете. Похожей болезнью страдали и другие реактивные самолеты первого поколения. В их числе аналог УТИ – «спарка» Т-33 американских ВВС, прозванная «летающей партой»: она унесла не одну сотню жизней летчиков.
Другим фактором, серьезно осложнившим полет Гагарина–Серегина, была переменчивая облачность. В районе пилотажной зоны облака были сплошными и двухслойными. Полет был задержан на несколько минут. Перед вылетом до экипажа было доведено, что нижняя кромка сплошной облачности – 900–1000 метров. А фактически она уже была гораздо ниже – от 600 до 700 метров. Может, именно этих 300 метров и не хватило летчикам, чтобы вывести машину в горизонтальный полет? Заданная «спарке» рабочая высота в зоне – 4200 метров – к тому же оказалась между двумя слоями облаков – под нижней кромкой верхнего яруса и над верхней кромкой нижнего. В таких условиях летчик лишен важнейших для пространственной ориентировки элементов – естественного горизонта, Солнца и наземных ориентиров. Для летчиков без постоянной практики пилотирования полеты в таких условиях ограничены или вообще запрещены.
На современных истребителях сейчас есть такая кнопка – «Приведение к горизонту». Нажал на нее летчик штопорящего в облаках МиГ-29 или Су-27 – и автопилот выведет машину в любых облаках из крена в горизонтальный полет. Лишь бы высоты хватило! На УТИ не было ни автопилота, ни такой спасительной кнопки. Тем не менее летчики вывели крутящуюся «спарку» из дьявольской спирали. Окажись нижняя кромка облачности хотя бы на тысяче метров от земли, как доводилось на предполетных указаниях, летчики, выйдя под облака, успели бы выхватить МиГ из пикирования. Но увы! Облака оказались ближе к земле почти вдвое...
Еще одно немаловажное обстоятельство: при экстренном покидании «спарки» первым по инструкции должен катапультироваться пилот, находящийся в задней кабине, – контролирующий летчик. Эксперты-психологи в один голос заявляют: полковник Серегин, понимая, с кем он летит, понимая, что шансы Гагарина уйти вторым катастрофически тают, так поступить не мог. Рычаг его катапульты, как и катапульты Гагарина, остался в исходном положении...
Семь ДО и 36 – ПОСЛЕ
Тридцать шесть лет минуло с того трагического дня. И всего семь уместилось между «Поехали!» и «Понял. Выполняю...» Лишь семь неполных лет было отведено Гагарину прожить в лучах всемирной славы. И он выдержал поистине нечеловеческое испытание медными трубами. «Не хочу быть памятником – ведь живой человек...» – однажды в сердцах обронил сам Юрий Алексеевич, когда его стали отговаривать от полетов. Пускать или не пускать в небо первого космонавта, начальники спорили не один год. После гибели Владимира Комарова в верхах все сомнения отпали. Пусть заседает в президиумах, встречается с пионерами, защищает диссертацию...
А что значит – летчика отлучить от полетов? Это все равно что запретить ему дышать. «Считаю морально неоправданным находиться на должности заместителя начальника по летно-космической подготовке, не имея возможности летать самому и контролировать летную подготовку подчиненного состава», – писал полковник Гагарин 2 декабря 1967 года в рапорте начальнику Центра подготовки космонавтов генерал-майору Кузнецову. И все-таки поднялся в так манившее его небо...
По материалам Интернета
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
яськ@
9 июня 2008, 01:24e-mail: www.karamelka.@mail.ru, город: смоленскНеплохая статья...Мне понравилась
http://gagarin-ussr-ru.1gb.ru/GS.asp
13 сентября 2010, 18:58e-mail: 123@mail.ruCмотрите gagarin-ussr-ru.1gb.ru/GS.asp
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (497) от 13 апреля 2004 года
Подарки курян VIP-персонам: Путину – ковер, Пугачевой – шарф