Подводник-герой из села Прилепы
7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла новейшая опытная глубоководная атомная подлодка К-278, получившая в октябре 1988 года наименование «Комсомолец».
Прочный корпус из высокопрочного титанового сплава, разделенный на 7 отсеков, обеспечивал возможность погружения на предельную глубину – 1000 метров. В 1985 году К-278 совершила погружение на глубину 1020 метров. Испытания прошли успешно.
28 февраля 1989 года К-278 вышла в поход длительностью 90 суток со вторым экипажем капитана I ранга Ванина – 69 матросов, старшин, офицеров. Обязанности техника группы дистанционного управления исполнял наш земляк – мичман Владимир Колотилин, уроженец села Прилепы Хомутовского района.
Беда пришла 7 апреля, на 38-е сутки патрулирования морских глубин, на глубине 387 метров. Первым узнал о ЧП вахтенный механик капитан 3 ранга Вячеслав Юдин. В 11.00 гортанный кавказский голос доложил из кормы:
– Седьмой осмотрен. Сопротивление изоляции и газовый состав воздуха в норме. Замечаний нет
Это были последние слова матроса Нодари Бухникашвили. Вероятно, он погиб сразу, как только вспыхнул пожар, – в необитаемом 7-м отсеке он был один и видел, что полыхнуло и как
В 11.30 по боевой радиотрансляции прозвучал сигнал аварийной тревоги. Экипаж занял места в соответствии с расписанием по борьбе за живучесть.
Мичман Колотилин, находившийся в 6-м отсеке, доложил, что из кормового отсека поступает дым.
– Дать ЛОХ в седьмой! – приказал командир лодки Ванин.
На сигнальном пульте загорелся мнемознак «Дал ЛОХ в 7-й отсек», сигнализировавший, что мичман Колотилин включил из смежного 6-го отсека станцию пожаротушения. Лодка имела ход 10 узлов и всплывала, когда на глубине 156 метров остановилась главная турбина – сработала защита. В эти секунды решалась судьба всех членов экипажа. Еще не зная, проваливается лодка или всплывает, капитан-лейтенант Орлов опустил компенсирующие решетки и погасил жар «ядерного котла». «Комсомолец», потеряв ход, все же продолжил всплытие – старшина команды трюмных Каданцев сумел продуть цистерны главного балласта.
Однако пожар оказался коварен: воздух, из-за повреждения трубопровода дугой короткого замыкания, вырвался под огромным давлением из системы продувания балластных цистерн. В аварийный отсек поступило около шести с половиной тонн воздуха, раздув пламя и превратив его в подобие мартеновской печи.
Мичман Колотилин, своевременно прибывший по аварийной тревоге в 6-й отсек и боровшийся за его живучесть в одиночестве, сообщил тревожную весть:
– Наблюдаю протечки дыма
А через несколько секунд в шестой хлестнула огнеметная струя горящего масла.
– Центральный! – рвался из динамика голос Колотилина. – Бьет как из огнемета Трудно дышать
Шестой отсек в считанные секунды надулся (давление поднялось до 13 атмосфер) и превратился в полыхающую топку (температура там достигала +450оС).
Колотилин был в 6-м отсеке один, остальные не успели прибыть туда до начала пожара из-за задержки с сигналом аварийной тревоги, прозвучавшем на 3 минуты позже обнаружения возгорания. Кроме того, командиры 6-го и 7-го отсеков были задержаны на ГКП для инструктажа. Естественно, боровшийся в одиночестве мичман Колотилин физически не мог успеть принять все меры по герметизации отсека и геройски погиб на боевом посту.
Олег ГОЛЕУСОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (497) от 13 апреля 2004 года
Подарки курян VIP-персонам: Путину – ковер, Пугачевой – шарф