Неженские профессии курянок
Накануне 8 Марта мы решили рассказать о замечательных женщинах, которые трудятся на крупных производствах, выполняя тяжелую мужскую работу. Хотя сами они говорят, что ничего особенного нет. Просто нашли свое призвание.
Из певицы в машиниста крана
Ольга Виноградова четыре года работает машинистом мостового крана на обогатительной фабрике Михайловского ГОКа имени А. В. Варичева. «Только здесь поняла, что наконец-то нашла свое место и призвание. И успокоилась», – смеется она. А ведь поиски любимой профессии куда только ни приводили. Начнем с того, что по первому образованию Ольга... артист академического пения и вокала! «После школы уехала в Орел и поступила в музыкальное училище. На курс академическому вокалу поступило учиться пять человек, диплом получили всего трое, и я в их числе», – говорит наша собеседница.
Возможно, она так и осталась бы в Орле, занималась пением, но влюбилась и вернулась в родной Железногорск. И начались ее поиски себя. Совсем немного проработала в ДК АРТ – преподавала сольное пение. И вдруг крутой вираж – Ольга становится дизайнером текстиля. Позже выучилась на крановщика всех видов кранов.
«Да, мне всегда это было интересно, – говорит она. – Тем более есть на кого равняться: мой папа – ветеран МГОКа, первопроходец, один из первых крановщиков комбината. Конечно, мне, маленькой, рассказывал о своей работе, а я слушала завороженно. Теперь уже я делюсь с ним производственными новостями, рассказываю о мостовых кранах, дробильных установках, мельницах для получения железорудного концентрата, о новых технологиях и развитии производства. А он удивляется, насколько все изменилось. Папа приехал на освоение месторождения из Кривого Рога, здесь создал семью, работал и писал книги – восемь изданных в его активе. Я ведь тоже стихи пишу, уже есть материал на одну книгу, осталось только издать. Так что гены сказали свое веское слово – тянуло меня не только к творчеству, но и мечта появилась – управлять техникой, продолжив династию».
Первый кран, на котором работала Ольга, – башенный. Она тогда как раз устроилась работать на завод железобетонных изделий. «Еще во время стажировки поняла, насколько это захватывающая профессия. От ветра кран пошатывает, адреналин! Но к этому быстро привыкаешь. Ведь если машина подпрыгивает на кочках, вы же не пугаетесь каждый раз? Так и там. К тому же, когда сидишь в кресле машиниста, колебаний не ощущается. Зато какие виды открывались с высоты 10-этажного дома! Какие рассветы и закаты я встречала на рабочем месте, мало кто может этим похвастать».
– Рассветы и закаты, конечно, хорошо, но неужели не было страшно?
– Ну, во-первых, высоты я не боюсь. А во-вторых, это работа, никто не отменял трезвый расчет и быстроту принятия решения. Это в нашей профессии, кстати, одни из самых ценных качеств.
После нескольких лет в статусе машиниста башенного крана Ольга снова меняет работу и уходит на швейную фабрику. Параллельно учится на производственных курсах, получая сразу несколько горно-обогатительных специальностей. «Можно сказать, целенаправленно шла к тому, чтобы рано или поздно устроиться на МГОК», – замечает она. Но снова удивляет всех, устроившись работать жиловщиком на мясоперерабатывающее производство. «Теперь я и туши умею разделывать, и ножи профессионально точить», – смеется она. А еще она умело работает бензопилой, пресловутый гвоздь забить для нее не проблема. «Я оптимистка! – улыбается она. – Чего раскисать, когда все можно взять в свои руки!»
– Как же вы стали машинистом мостового крана на обогатительной фабрике?
– Да волей случая! На удачу зашла на комбинат поинтересоваться, нет ли вакансий, и мне сообщают: «Прямо сейчас идет собеседование кандидатов на крановщиков. Готовы его пройти?» Сердце заколотилось, руки задрожали – внезапно оказалась буквально в шаге от исполнения своей мечты. Переживала страшно! А когда увидели мою трудовую книжку, дипломы – ахнули! «Где же вы столько времени были?» – говорят мне. Ну я и перечислила, чем все эти годы занималась. Так и началась новая страница мой жизни: после двух недель стажировки вышла работать в смену. Конечно, это совершенно другая работа, чем на башенном. Здесь поняла: наконец-то я нашла свое призвание. Меня тут устраивает всё: условия работы, зарплата и главное – какой у нас душевный коллектив!
– Наверное, друзья удивлялись первое время, что вы выбрали мужскую профессию?
– Прямо так и мужскую, – смеется Ольга. – У нас, крановщиков, наоборот, мужчины – редкость. В основном девчонки мостовыми кранами управляют.
– А что нужно для этой профессии?
– Хорошее зрение, ответственность и крепкие нервы. Мне кажется, женщины как раз более стрессоустойчивы, выносливы и дисциплинированы.
– Неужели не жалеете, что расстались с пением?
– Так я и не расставалась. Часто пою, управляя краном. Работа на нем меня вообще вдохновляет. Именно с приходом на обогатительную фабрику стихи стали рождаться чаще.
«Сварочный шов индивидуален, как почерк человека»
Еще одна героиня нашей рубрики работает на строительстве Курской АЭС-2. Гюлара Щербаченко, электросварщица 4-го разряда ООО «Трест РосСЭМ», своим примером опровергает мнение, что эта работа под силу только мужским рукам. «В сварке сложнейших элементов внутренней и наружной защитной оболочек реакторного здания первого энергоблока есть частица труда и ее хрупких рук. По мнению коллег, уровень квалификации Гюлары не уступает ни одному мужчине-сварщику», – замечают в управлении информации и общественных связей Курской АЭС.
«Общий стаж работы сварщицей у меня около трех лет, – рассказывает Гюлара. – Конечно, работать сварщицей – это тяжелый труд, а на такой масштабной стройке, как Курская АЭС-2, это еще труднее. Но в нашей бригаде всегда найдутся люди, готовые прийти на помощь. В бригаде я единственная женщина. Но для профессионального выполнения работы неважно, кто выполняет сварку, мужчина или женщина. Здесь все зависит от человека и его опыта. Ведь сварочный шов индивидуален, как почерк каждого человека».
Также девушка призналась, что в первые месяцы работы на строительной площадке Курской АЭС-2 ей было тяжело побороть страх высоты. «Но я с этим справилась, – говорит она. – Когда занимаешься любимым делом, все трудности можно преодолеть. Даже в самые напряжённые дни, например, перед сдачей объекта, когда работы много и нет времени на перерыв, я не жалею о выбранной профессии. Опыт, который получаю на стройке, дополняю теоретическими знаниями – сейчас учусь в Железногорском политехническом техникуме на технолога сварочного производства».
А еще Гюлара считает, что профессия сварщика творческая. «Опытный мастер, как скульптор, создает из металла изделия сложной формы. Я полностью погрузилась в свою работу: меня захватывает сам процесс сварки, завораживает пламя. Это незабываемое чувство, когда понимаешь, что твои усилия являются частью большого результата. Приятно быть причастной к важному делу и чувствовать себя нужной», – говорит она.
Александра БЕРЕГОВАЯ, фото из личного архива Ольги Виноградовой, пресс-службы Курской АЭС
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (1481) от 7 марта 2023 года
Как угоняют автомобили. Эксперты рассказали о новых способах