Легенды галереи «АЯ»
В этом году курской галерее «АЯ» исполняется 30 лет. 18 октября 1992 года её владелец Олег Радин написал устав организации, а 16 декабря официально зарегистрировал индивидуальную частную галерею современного искусства «АЯ».
Это была первая частная галерея не только в Курске, но и во всём Черноземье. И одна из первых в современной России. Многие за эти годы закрылись. «АЯ» же продолжает оставаться центром притяжения культурной жизни Курска. Адрес известен многим курянам. Он ни разу не изменился – улица Кати Зеленко, 6а. За 30 лет здесь прошло не менее 400 выставок, еще около 100 организовано на других площадках.
Первая выставка – в покойницкой
До того как стать галеристом, Олег Радин был художником-декоратором, а затем художником-постановщиком в Курском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
– Любой художник хочет, чтобы его картины видели люди. Работая в театре, я устраивал свои выставки в его стенах – в бутафорской, в декоративном цехе. Один раз мне даже сильно повезло. Был спектакль «Фортуна Лебреша», и по сюжету в одной из сцен на аукционе покупали картины. Ну как упустить такой случай? Мои картины, конечно же, были на сцене и участвовали в этом аукционе. Ребята-актеры, с которыми я дружил, прикалывались, произнося со сцены: «Это художник АлЕко », «Это художник РадИн», – вспоминает Олег Михайлович.
Потом была перестройка. В Москве открывались выставки авангардистов. Куряне решили не отставать и организовать свою.
– В Курске в 1987 году был создан фонд «Возрождение». Его возглавлял один из бывших работников КГБ. Решили, надо и в Курске показать андеграунд. Мой товарищ Семён Титов, с которым мы когда-то вместе служили в театре, работал в Доме народного творчества. Говорит: «Надо организовать выставку андеграунда». Ну надо, так надо, приволок туда свои картины. Дом народного творчества тогда располагался в Верхне-Троицком храме женского монастыря на улице Максима Горького. Просмотр картин проходил в бывшей покойницкой. Мои работы были самые авангардные, показывали их в самом конце, – рассказывает Радин.
Потом в этой же покойницкой была его мастерская. А в кельях располагались мастерские его товарищей Игоря Пичикова и Юрия Ионина. Радин с благодарностью вспоминает тогдашнего директора Дома народного творчества Татьяну Быканову, приютившую курских художников. Это была возможность не только творить, но и время от времени выставлять здесь свои работы.
Потом была еще одна знаковая выставка – «Икс-позиция», где собрали работы всех авангардистов Курска. А когда она закончилась, друзья-художники стали думать, как быть дальше.
– Я, Володя Канищев, Лёня Войнов, Миша Волков, Юра Ионин, Виталик Иванов, Игорь Пичиков, Серега Косилов решили сгруппироваться. Сначала сделали выставку в училище, мой знакомый предоставил место, потом в какой-то библиотеке, старались не шокировать неподготовленного зрителя. На улице на камнях стали выставлять картины, пока нас не разогнали, – делится Радин.
Художники выставлялись на Боевке, на улице Марата, где у знакомых были помещения. Но хотелось иметь свою площадку.
«Намоленное» место
На первом этаже кирпичной девятиэтажки на улице Кати Зеленко, в помещении, где сейчас располагается галерея «АЯ», в начале 1990-х был магазин «Вернисаж». По словам Радина, нечто среднее между комиссионкой и секонд-хендом.
– Надо было видеть, что это из себя представляло. Там были стеклянные витрины, в которых можно было увидеть всё что угодно – ружье для подводного плавания, ласты, какие-то пузырьки. Внутри прилавочек – немного прикладного искусства, тут же батончики «Марс» и «Сникерс», линолеум в рулонах, посуда, картины, а сверху висят какие-то штаны. Рядом – что-то типа комиссионки: шубы, пальто, какие-то старые вещи. А первый зал был пустой. Я посмотрел, оценил и пошел в городскую администрацию. Витя Буряков возглавлял управление культуры. Говорю: «Витя, как бы в первом зале выставки организовать?» «Хорошая идея», – говорит. Взял меня за руку и повел к Ирине Сергеевне Алёшиной. Она тогда была заместителем главы администрации. Посидели, поговорили. Идея ей понравилась. И она предложила открыть полноценный художественный салон. Раздумывал я недолго, вернулся на следующий день и сказал, что согласен, – рассказывает Олег Михайлович.
Это место он называет «намоленным». Художниками, разумеется. Считает, судьба неслучайно привела его на бывшую улицу Веселую (так раньше называлась улица Кати Зеленко). Ведь именно здесь когда-то находился дом, в котором жил Михаил Якименко-Забуга – художник и педагог, один из первых представителей курского товарищества художников. И его мастерскую на мансарде посещали многие курские художники, в том числе Казимир Малевич. Первые уроки рисования у Якименко-Забуги брал Александр Дейнека.
Матрешки и шкатулки для Измайлово
Для Радина с самого начала было важно создать не просто художественный салон, где можно покупать и продавать картины, а начать собирать выставочный фонд. Еще до галереи он с товарищами занялся декоративно-прикладными промыслами. Расписывали шахматы, матрешек, шкатулки, возили в Москву, на рынок в Измайлово и не только. В конце 1980-х – начале 1990-х этот товар был очень востребован.
– Арбатчики нас встречали уже на вокзале и забирали всё. Из Питера специально в Москву приезжали за нашими шкатулками. Мы делали двухэтажные, трехэтажные, которые никто не делал. Можно было продолжить и зарабатывать неплохие деньги, но мы это переросли, – признается художник. – Но благодаря декоративному промыслу я имел возможность покупать картины художников. Некоторые работы таким образом сохранились, и их можно увидеть.
В помещении, где сейчас хранятся краеведческие фонды галереи, тогда стояли две большие коробки. В одной были масляные краски, в другой – кисти, мастихины, лаки. Рядом метрами лежал холст.
– У нас с самого начала был коммунистический принцип. Художники, которые с нами сотрудничали и которым нужны были материалы, могли прийти и взять, сколько им надо. Никогда не было такого, чтобы кто-то забрал всё, – говорит Радин.
Ключ от города
«АЯ» – не просто галерея, где выставляются работы художников. Это еще и огромная краеведческая работа.
– Собран очень серьезный краеведческий материал. Многие коллекционеры действительно патриоты. Вместо того чтобы подороже продать какую-то уникальную вещь, они несут её сюда, зная, что у меня она не просто лежит, а выставляется, показывается. Самый большой мой друг – Владимир Филиппович Тихонов, замечательный коллекционер. Свой краеведческий фонд мы назвали его именем, – поясняет галерист. – Дружим и с архивом, и с музеем археологии, и с краеведческим музеем, и с коллекционерами, обмениваемся материалами. В свое время я собрал 63 прижизненные пластинки Надежды Плевицкой, нотные тетради и всё, что её касалось. Потом, когда открывался музей в Винниково, краеведческий музей купил это у меня.
Итогом краеведческой работы можно считать книги об истории Курска с уникальными фотографиями, запечатлевшими город в разные периоды. Их Олег Радин издал уже около десятка. Половина написана в соавторстве с краеведом и журналистом Виктором Крюковым.
Есть в галерее один особенный экспонат – его назвали «ключ от города».
– Принесли добрые люди, я даже не знаю кто, меня не было в галерее. Сказали, что это ключ от города Курска. А когда придет время, покажут, где находится замок от него, – говорит художник. – Разумеется, мы бережем этот ключ. Он у нас в зале, на него можно посмотреть, подержать в руках.
Музей Малевича и уникальные экспонаты
Самым важным Олег Радин считает вклад галереи в изучение курского периода жизни автора «Черного квадрата» Казимира Малевича. Он провел в нашем городе 10 лет. И самый большой краеведческий материал на эту тему собрал именно Олег Михайлович. Как итог – создание в стенах галереи музея Казимира Малевича. И пусть это всего лишь одна крошечная комната с несколькими экспонатами. Но зато какими! Уникальные фотоснимки и газеты, в которых сообщалось про выставку в Курске. В 1913 году основоположник супрематизма привез в наш город, который покинул в 1906 году, картины группы художников «Ослиный хвост».
– Эти несколько экспонатов, несколько фотографий и газет, делают «АЯ» галереей мирового уровня, – уверенно заявляет Радин. – Именно в нашу галерею была отдана фотография с Малевичем, сделанная в Курске. Её передал курский краевед Юрий Бугров. Нравится нам творчество Малевича или нет, мы должны относиться с уважением и понимать, что это художник №1 XX века. Каждый раз я подчеркиваю: он в своей биографии написал, что годы, прожитые в Курске, определили его творческую судьбу.
Чёрный кот, соловей сущий и письмо потомкам
Есть у Олега Радина традиция – к Общепланетарному дню художника, который он сам учредил и отмечает 9 августа, устанавливать очередной памятник рядом с галереей. Матералы, как правило, недолговечные, пригодные, скорее, для перфоманса, поэтому большинство скульптур не сохранилось.
Всего художник создал 21 памятник. Пожалуй, самый скандальный (сюжеты вышли даже на федеральных каналах) – «Соловей сущий». Он появился накануне выборов, и посыл был такой: перед выборами кандидаты в депутаты многое обещают и поют песни, как соловьи.
Еще был чёрный кот. Его Радин сваял, когда выяснял отношения с мэрией по поводу аренды.
– Я подумал, что между нами пробежала чёрная кошка, и решил поставить памятник этому животному – задобрить, чтобы наши отношения с городской администрацией наладились.
Скульптура даже немного попутешествовала по городу и области. Чёрного кота «приглашали» уладить похожие проблемы. Сработало.
Самым важным для себя Радин считает памятник художнику анде-граунда XXI века. Фигуру человека, прокручиваемого через мясорубку, накрыли медным тазиком и замуровали у входа в галерею. Вместе с колбочкой с письмом потомкам. Откопать должны в 2032 году, к 1000-летию Курска.
Анна КОРШУНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 44 (1463) от 1 ноября 2022 года
В Курской области объявили карантин из-за умершей от АЧС свиньи
Как предъявить иск, если место жительства ответчика неизвестно?
Отит не спит и другим не дает. 8 вопросов врачу об ушной болезни