История курского драмтеатра
Первое здание театра в Курской губернии было открыто в 1792 году. Оно находилось на улице Верхней Набережной (ныне улица Сонина) и являлось частью здания Дворянского собрания (позднее Дом офицеров, сейчас Свиридовский центр). Зал имел 26 лож, до 115 кресел и стульев в партере, а также галерею на 150 мест. Скромно даже для уездного городка.
В XIX веке театр работал в здании Дворянского собрания.
29 декабря 1875 года в Дворянском собрании произошел пожар, который бушевал 2 дня, после чего постановка спектаклей в нем прекратилась. Лишь через 11 лет – 1 декабря 1886-го – в Курске появилось первое специальное здание для театра, на пожертвования курян для этого перестроили манеж на улице Херсонской (ныне улица Дзержинского).
Каменное здание театра было оборудовано паровым отоплением, зрительный зал имел партер, амфитеатр, балкон, галерею и ложи, в которых размещалось свыше 600 зрителей. Правда, к тому времени давно забыли, что у сравнительно легкого здания манежа практически не было фундамента – его пришлось подводить под готовое строение гораздо позже.
В 1913 году в Курске на Ямской горе (ныне улица Перекальского) был выстроен третий театр «Народный дом» – краснокирпичное двухэтажное здание в стиле модерн по проекту архитектора Б. Г. Перетятковича (ныне там областная филармония). После переезда сюда в 1927-м труппы драматического театра здание на улице Дзержинского было переоборудовано под кинотеатр.
«Театр уж полон »
О строительстве нового здания для областного драмтеатра курские архитекторы задумывались с 1934 года, когда нашему городу вернули статус областного центра. Один из прорисованных вариантов предполагал расположиться на территории нынешнего Первомайского парка. Тема нового здания для театра рассматривалась и в брошюре «Планировка Курска», изданной в 1936-м. Все-таки областной театр – это атрибут больше центра города, чем его окраины, каковой, несомненно, долгое время была площадка «Народного дома». К слову, оный первоначально предполагалось расположить как раз в центре Курска – напротив Георгиевского храма, но церковные власти возражали.
Война жестко вмешалась в планы курских градоустроителей. После победы было много других проблем, и лишь в середине 1960-х годов руководство области вернулось к задумке изменить культурный облик центра Курска.
Инициатором стал первый секретарь Курского обкома КПСС Леонид Монашев. По его указанию был разработан проект площади Искусств (Дом знаний, новый драматический театр, картинная галерея и сферорама), для осуществления которого снесли уютнейший стадион «Динамо». Недоброжелатели поговаривали, что первопричиной этой задумки был проект роскошной картинной галереи, поскольку сам Леонид Гаврилович был неплохим художником.
Справедливости ради стоит отметить, что Монашева уже в 1970 году на посту 1-го секретаря обкома КПСС сменил Александр Гудков и рвение в осуществлении задумок предшественника значительно ослабло.
Однако строительство легкого и в чем-то романтического здания нового театра стартовало в начале 1970-х годов. На территории улицы Ватутина, которая была перекрыта между улицами Радищева и Ленина, раньше находились старые дома дореволюционной постройки. В середине 50-х годов прошлого века один из них, где жили руководители курского облисполкома, снесли, построив на его месте двухэтажную гостиницу облисполкома. В ней останавливались, посещая Курскую область, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин.
До 1951 года на месте нынешней улицы Радищева в свое время существовали две улицы: Флоровская (с 1918-го – Радищева, проходившая с юга до улицы Золотой) и Мясницкая (шла от улицы Садовой до Московской площади). Между Золотой и Мясницкой проезда не было, здесь располагался купеческий Ливадийский сад. Эти две улицы предлагали соединить еще в 1840 году, однако это не было осуществлено из-за частной собственности на территорию сада. Улицы объединили лишь после восстановления послевоенного города в мае 1952 года. Этому сопутствовало строительство крупного спортивного объекта общегородского пользования, коим стал стадион «Динамо»
Проект с легкой руки
Проект Курского драмтеатра выполнялся институтом «Гипротеатр», располагавшимся в Москве на старом Арбате рядом с рестораном «Прага». Большую роль в выделении средств и включении в план подрядных работ по строительству этого объекта оказывали первый секретарь Курского обкома КПСС Александр Гудков и наш земляк Сергей Булгаков, который в то время работал в Госплане СССР начальником отдела строительства и стройиндустрии в ранге союзного министра. Он родился в Курске, в 1950 году окончил Курский строительный техникум, затем Московский инженерно-строительный институт, работал мастером, прорабом, главным инженером треста «Курскпромстрой», начальником главка, а в середине 1970-х годов стал начальником главка Минтяжстроя СССР. Занимался научной деятельностью – профессор, доктор технических наук, дважды лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Кроме того, он дружил с Гудковым и во многом ему помогал.
Кстати, в нашем городе Сергей Булгаков учился в одной группе со Львом Абрамовым, которому предстояло стать начальником управления строительства Курской АЭС.
Когда речь пошла уже о финансировании строительства театра, Булгаков подгонял курян: «Быстрее делайте проект, чтобы под него я мог выделить вам деньги». Решили выбрать из готовых и уже согласованных – один из «южных» вариантов. Будто из старинной восточной сказки
Так что такой театр в Курске появился в том числе из-за благоприятного стечения обстоятельств и дружеских связей. В 1983 году здание было готово к эксплуатации. Площадь перед ним – первая из устроенных в центре Курска за многие десятилетия. Ее ранее очень не хватало, и она появилась вместе с прекрасным зданием. К тому времени стадион «Динамо» окончательно еще не снесли, но за этим дело не стало
Общее руководство возведением здания для курской Мельпомены осуществляли управляющий трестом «Курскжилстрой» Анатолий Овсянников и главный инженер Борис Горобец. Строительство было под особым контролем партийного руководства города, первого секретаря Курского горкома КПСС Геннадия Куликова и секретаря Анатолия Бувалина. На еженедельных планерках решались многие вопросы: от проектных решений и темпов строительства до обеспечения стройматериалами и оборудованием. Весомое участие в возведении театра принимали крупные промышленные предприятия города.
Мы давно не представляем город без нынешнего здания драмтеатра имени А. С. Пушкина. Мало какое творение курских архитекторов и строителей того времени может похвастаться такой участью. Словно его построили не почти 40 лет назад, в смутные и тяжкие для стройиндустрии предперестроечные времена, а лишь вчера, строго согласовав архитектурный проект и его привязку с общественностью. Должно быть, легкая рука была и у Гудкова, и у Булгакова
Но вернемся к фразе «Театр уж полон » На мой взгляд, в самый раз для материала о театре имени Пушкина, рядом с которым расположен памятник великому поэту, процитировать Александра Сергеевича:
Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла, всё кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Подготовил Виктор КРЮКОВ. Использованы материалы книги заслуженного строителя России И. М. КАЗАКЕВИЧА «Моя профессия – строитель»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 34 (1453) от 23 августа 2022 года
В Курске открылась выставка врача и художника Ирины Никулиной
Возмещение расходов на дорогу свидетелю по уголовному делу, живущему в другом городе
Не дать себе сломаться: 4 шага к тому, чтобы избежать остеопороза