Масленица в Курске до революции: традиции и забавы
Всю прошлую неделю куряне отмечали Масленицу – праздник, который особенно любят в России. Кажется, что мы знаем о нем все: на масленичной неделе принято посещать близких, веселиться, печь блины, сжигать чучело Масленицы, провожать русскую зиму, а в Прощеное воскресенье просить у всех прощения перед началом Великого поста. Впрочем, наши предки, жившие сотни лет назад, видели в торжестве несколько иное
Масленица (она же Сырная неделя) – общенародный праздник. И сегодня, и века назад он не имел ни возрастных, ни половых, ни семейных ограничений. Масленица включала комплекс обрядовых действий и развлечений, начиная от катания на санях, качелях и заканчивая кулачными боями, сжиганием чучела.
Многие крестьяне в дни Масленицы посещали родных и близких, а застолья не прекращались всю неделю. К концу XIX века Масленица утратила аграрную направленность, однако полностью сохранила игровую сторону.
«Курский сборник. Выпуск III. Материалы по этнографии» от 1902 года так описывает празднование Масленицы со слов жительницы одного из сел: «У нас есть тут мужик, Андрей, дык ён сабирет маленьких девок, насажая у сани, ды ишшо им бутку разапнеть зли смеху, и возя их по деревне, как цыганяв, а девки песни кричать. А другой тут, Титок, маяка сделая, как чалэка, рубаху на него наденя, и ездя па вулицы...»
Отдельные слова для нас, живущих в ХХI веке, в диковинку. Оказывается, «малай» – неженатый парень, «бутка» – верх в санях, «чалэк» – искаженное от человека, а таинственный «маяк» – то самое чучело Масленицы.
Призывали души предков
Как пишет этнограф XIX–XX веков Дмитрий Зеленин, у наших предков Масленица, как и Рождество, ассоциировалась с поминовением умерших. «Об этом неопровержимо свидетельствует обязательное ритуальное блюдо – блины», – указывает Зеленин.
Из архивных документов узнаем, что в Тамбовской, Орловской, Курской губерниях существовала масленичная традиция класть первый испеченный блин на слуховое окошко дома, посвящая кушанье «душам родительским».
Зеленин подчеркивает, что костры, сжигание соломы (позже – чучела) как одна из забав на Масленицу также связаны с культом предков.
«Разведение костров в последний день Масленицы, то есть в воскресенье перед началом Великого поста, обычно называется жечь Масленицу; однако это могло служить и приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста, тем более что существует обычай перед постом не убирать со стола в ожидании покойников», – подчеркивает этнограф.
Подобные костры в отдельных уездах под Курском разводили и в начале масленичной недели, что указывает не на «прощание с Масленицей». В то же время олицетворение Масленицы в виде сжигаемой соломы и старых вещей практиковалось не только на Сырной неделе. Обрядовое сожжение соломы можно наблюдать на святках, в Великий четверг, на Ивана Купалу, на свадьбах.
«Жжение соломы и означает, подобно воскурению фимиама, приглашение к родному очагу покойных предков, родителей. Эта мысль ясно выражена в Стоглаве: «В Великий четверток порану солому палят и кличут мертвых», – указывает Зеленин.
К концу XIX века появилось и более простое объяснение забаве: жгли костры, чтобы уничтожить испортившуюся пищу.
«Кто не женился – тому осужденье»
Некоторые другие элементы праздника свидетельствуют о том, что когда-то Масленица совпадала с окончанием периода свадеб. Кто успел жениться до масленичной недели – тому почет. Другим – осуждение.
«В субботу на масленичной неделе все желающие приходят к паре, вступившей в брак в последний год, – пишет Зеленин. – Пришедших угощают вином или пивом, а гость имеет право поцеловать молодую».
После этого молодого мужа скатывали на Масленицу с горы на санях. Как вариант – он съезжал на ногах. Причем вместе с ним ехали и гости, которые пытались навалиться на него. Затем новобрачные должны прийти на Масленицу к теще на блины.
В середине XIX века в районах Курской губернии, куда переселялись украинцы, в масленичную неделю существовал своеобразный обычай «наказывать» юношей и девушек, не вступивших в брак. В понедельник группы женщин ходили по домам, надевали холостым на ногу или руку деревянную колодку. «Окольцованные» должны были откупиться: дать гостям деньги на водку. В последнее десятилетие XIX века роль колодки стали исполнять лента или шарф. Действие заканчивалось обильным угощением.
Вместо кулачных боев – гусиные
Одним из любимых развлечений крестьян на Масленицу были кулачные бои. Как пишут этнографы, драки «стенка на стенку» проходили в Российской империи повсеместно. В них участвовали только лица мужского пола: начиная от подростков и заканчивая стариками.
«Мы считаем кулачные бои отголоском древней тризны, которая принимала форму состязаний у могилы умершего («дратися по мертвецы»), – пишет Зеленин. – Еще сохранилась некоторая связь кулачных боев с днями поминовения умерших, как, например, с Масленицей или Троицей».
Если, к примеру, в Орловской губернии особо ожесточенные праздничные столкновения происходили между крестьянами сел Пальна и Аргамач, в Черкасске в кулачных боях участвовали не только простой люд, но и молодые чиновники, и даже генералы, то в Курской губернии подобная забава длительное время находилась под запретом. Нередко мужские «игрища» завершались серьезными травмами, а иногда и гибелью участников. Известно, что во Льговском уезде один из крестьян – силач, который один сдерживал «стену», умер от побоев.
Зеленин указывает, что в Курской губернии альтернативой кулачным боям на Масленицу служили петушиные, собачьи и гусиные бои. Последние, к слову, проводят и сегодня в Глушковском и Рыльском районах.
Катались с гор, чтобы росла конопля
Еще одна традиционная забава на Масленицу – катание с высоких гор на санях. Зеленин подчеркивает, что развлечение связано с «земледельческой магией»: «покатушки» с горы ради того, чтобы лен и конопля росли «густо и высоко».
«Русские женщины на Масленицу и в первый понедельник Великого поста специально для этого (как говорится, «на лен и коноплю») катаются с высоких ледяных гор на санках», – подчеркивает этнограф.
Время идет, а традиция жива до сих пор. Более того, она существовала в советском Курске 1930–1940-х годов. Курянин Владимир Ковалев, ветеран госбезопасности, вспомнил, что на Масленицу детвора собиралась на улице Большевиков, чтобы покататься с горок.
«Пользовали не только «кобылки» (тяжелые сани, – ред.), но и обычные сани-розвальни, задрав оглобли кверху или сняв их вовсе, – пишет Ковалев. – Чтобы уселось побольше молодых пар, поперек саней укладывали толстые доски и усаживались на их концы с обеих сторон для равновесия».
Такие колонны с «гиками, улюлюканьем и задорным смехом» мчались от тогдашней Выгонной (ныне – улица 50 лет Октября) до Красной линии на берегу Кура.
Обуздать воздух
Менее популярное в наши дни масленичное развлечение – катание на качелях. В XIX веке это исключительно женская забава. Историк, фольклорист Евгений Аничков видит в действии «обряд очищения весенним воздухом». Зеленин же считает, что это магический обряд, который связан с земледельческим культом: «Высота взлета на качелях и прыжков на доске должна послужить символом мощного роста растений и вызвать этот рост».
С другой стороны, катаясь на качелях, человек пытается заставить служить воздух его целям («магический символ господства человека над царством воздуха»).
Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 11 (1378) от 16 марта 2021 года
Жительница Курска в «Поле чудес» выиграла деньги и телевизор
Отмена судебного решения о взыскании задолженности по кредиту