Тайна исчезновения самолета Амелии Эрхарт
Исчезновение Амелии Эрхарт – пионера авиации, первой перелетевшей через Атлантический океан, будоражит умы уже не первое десятилетие. В 1937 году прославленная американская летчица бесследно пропала во время попытки облететь земной шар. Что с ней случилось, так и не удалось установить, хотя версий было множество. Ее бесследное исчезновение стало одной из самых больших загадок современности.
Девочка с необычными интересами
Амелия Эрхарт родилась в 1897 году в семье канзасского адвоката и дочери местного судьи. Она росла активным ребенком – лазала по деревьям и даже охотилась на крыс с ружьем, которое подарил ей отец. По словам ее биографов, интересы девочки отличались от того, что было положено ее ровесницам: например, в семь лет она вместе с дядей построила у сарая горку с трамплином. Пробный спуск в деревянной коробке завершился разодранным платьем и разбитой губой – Амелия была в полном восторге.
В 1918 году Амелия с подругой попали на авиашоу. Летчик одного из самолетов, выполнявших фигуры пилотажа перед зрителями, решил ради шутки «нырнуть» в их сторону. Вместо того чтобы броситься прочь или пригнуться, девушка осталась стоять, самолет пронесся неподалеку. «Я тогда этого не поняла, но верю, что этот красный самолет что-то такое мне сказал», – вспоминала она потом.
Два года спустя Эрхарт наконец впервые поднялась в воздух – на калифорнийском авиасалоне, где за 10 долларов ее прокатил знаменитый пилот и авиагонщик Фрэнк Хоукс. Полет продлился всего десять минут, но настолько ее впечатлил, что через месяц, в январе 1921 года, Эрхарт пошла учиться на летчицу. Спустя год девушка поставила свой первый рекорд, поднявшись на высоту 4300 метров, прежде так высоко не поднималась ни одна женщина-пилот.
К этому моменту Эрхарт уже летала на маленьком собственном самолете: ей удалось накопить на подержанный ярко-желтый биплан, который она называла «канарейкой». В 1923 году она получила лицензию на полеты, став всего лишь 16-й дипломированной летчицей в мире. В это же время ее родители развелись, денег не было, так что зарабатывать на обучение и полеты приходилось по-разному, в том числе обслуживая самолеты.
В одиночку через Атлантику
Свой первый трансатлантический перелет Амелия Эрхарт совершила почти по случайности. На ее месте должна была быть филантроп и авиаэнтузиастка Эми Гест, которая купила самолет и втайне готовила его и команду к полету из Штатов в Великобританию. Когда ее родственники об этом узнали, план сорвался, и Гест пришлось срочно искать себе замену – «девушку с опытом пилотирования и приятной внешностью». Ей порекомендовали Эрхарт. Поскольку у нее уже был налет в 500 часов, ее назначили командиром команды, но в полете летчице даже не дали управление. «Меня везли, как мешок с картошкой», – вспоминала она позже. Тем не менее Эрхарт прославилась, а на родине экипажу устроили прием в Белом доме. Год спустя она стала президентом организации женщин-пилотов «Девяносто девять», названной так по числу ее участниц; в том же году прошла первая женская воздушная гонка – в ней приняла участие и Эрхарт.
В мае 1932 года Амелия Эрхарт снова вылетела по тому же трансатлантическому маршруту – но теперь совершенно одна. До этого пересечь Атлантический океан в одиночку удалось только американцу Чарльзу Линдбергу: в 1927 году он пролетел от Нью-Йорка до Парижа. Эрхарт сначала попала в шторм, а потом из-за обмерзания фюзеляжа сорвалась в штопор, «поймав» самолет почти над волнами. Машину сильно потрепало, и долететь до Франции ей не удалось – пришлось экстренно садиться на поле в Северной Ирландии, буквально на заднем дворе фермы, распугав коров. За полет ей вручили в США Крест летных заслуг, который до этого давали только мужчинам-военнослужащим, а во Франции наградили орденом Почетного легиона. Свой полет она считала доказательством, что «мужчины и женщины совершенно равны в уме, координации, скорости реакции и силе воли».
Амелия попала в команду пилотов, совершивших первый трансатлантический перелет в 1928 году, во многом из-за того, что организатор полета, нью-йоркский издатель Джордж Палмер Путнам в нее безумно влюбился. Дошло до того, что мужчина развелся и сделал летчице предложение, которое та приняла только с шестого раза. Больше всего Эрхарт боялась, что супруг запретит ей летать и превратит в унылую домохозяйку с ноющими детьми и грязными кастрюлями. Чтобы обезопасить свою карьеру пилота, перед свадьбой Амелия заключила с женихом официальный контракт, в котором оговаривались детали их отношений и возможного развода. Но брак Джорджа и Амелии, заключенный в 1931 году, оказался на всю жизнь – хоть и коротким, но счастливым.
Последний полет
«В 1930-е годы Эрхарт была самой популярной женщиной в мире, – говорит Дороти Кокрейн, куратор отдела аэронавтики Смитсоновского Национального музея авиации и космонавтики в США. – Она была пилотом-рекордсменкой, женщиной, которая проложила свой собственный путь в авиации – в мире, где главенствовали исключительно мужчины».
После исторического полета Амелия Эрхарт стала не только невероятно знаменита, но и востребована как специалист. Ее приглашали на лекции и семинары, звали испытывать уникальные самолеты и новые парашюты. Амелию пригласили преподавать авиационное дело в университет, и жизнь женщины стала спокойной и обеспеченной. Но Эрхарт все это было не нужно – она грезила небом и хотела снова ставить рекорды. В 1936 году университет подарил ей новенький «Локхид-Электра», и Амелия загорелась новым рекордом. Она захотела совершить кругосветный перелет и пообещала всем, что это будет ее последний крупный перелет перед уходом на покой. После возвращения Эрхарт и Путнам планировали завести ребенка и просто наслаждаться семейной жизнью.
Первая попытка облететь вокруг света не задалась сразу: на разгоне у самолета подломилось шасси и он рухнул на взлетную полосу. Второй старт кругосветки был назначен на 1 июня 1937 года, Эрхарт и ее штурман Фред Нунан вылетели из Майами на переоборудованном самолете «Локхид Электра» и к концу месяца добрались до Папуа–Новой Гвинеи. Большая часть пути была позади, им оставалось лишь 11 тысяч километров над Тихим океаном. По плану посреди этого отрезка они должны были остановиться на дозаправку на острове Хауленд: специально для самолета Эрхарт на этом куске суши около 800 метров в ширину и два с половиной километра в длину построили взлетную полосу. Неподалеку дежурил корабль береговой охраны, а еще два судна должны были служить своего рода маяками по пути. Но, по-видимому, погодные условия помешали пилоту и штурману разглядеть остров; радиосвязь тоже работала с перебоями.
До острова самолет так и не долетел. Эрхарт, Нунана и их «Электру» искали две с лишним недели; это была крупномасштабная и дорогостоящая поисковая операция, в которой участвовали как американские авианосцы, так и воздушный флот. Проверяли и многочисленные необитаемые острова в предполагаемом районе крушения – безрезультатно. 5 января 1939 года Амелию Эрхарт признали погибшей. На острове Хауленд поставили маяк в ее честь, а в 1967 году по ее маршруту и на точно таком же самолете смогла пролететь американка Энн Пеллегрино с командой из трех человек, свой полет она посвятила Эрхарт.
Версии загадочного исчезновения
Несмотря на то, что не нашлось никаких достоверных свидетельств, что Амелия Эрхарт и Фред Нунан могли выжить, такие версии все-таки существуют.
Одна из них, к примеру, гласит, что Эрхарт развернула самолет на север, в сторону Маршалловых островов, где ее схватили японцы и заставили работать на благо антиамериканской пропаганды в годы Второй мировой войны. В подкрепление этой теории в 2017 году в новости попала фотография, якобы запечатлевшая Эрхарт и Нунана на пирсе на Маршалловых островах, однако само фото настолько нечеткое, что не может служить каким бы то ни было доказательством.
По другой версии, Эрхарт вернулась в США, возможно, после заключения в Японии, и стала жить тихой жизнью под чужим именем где-то в Нью-Джерси. Опять же, никаких четких свидетельств тому нет.
Человек, нашедший «Титаник»
Еще одна теория предполагает, что самолет совершил аварийную посадку на острове Никумароро в тихоокеанском государстве Кирибати. Еще в 1940 году британская экспедиция обнаружила на этом атолле человеческие кости, женский ботинок, а также бутылку травяного ликера Бенедиктин – его Эрхарт часто брала с собой в полет. Там также были найдены следы костра.
Как поначалу определили ученые, найденные кости принадлежали мужчине. Затем останки были утеряны, и позднее судмедэксперты, базируясь только на оставшихся фото, сочли, что они могли принадлежать высокой женщине европейского происхождения. Под это описание как раз подпадала Амелия Эрхарт.
В 2019 году на остров отправился исследователь Роберт Баллард, нашедший в свое время останки «Титаника». Национальное географическое общество потратило на эту экспедицию миллионы долларов, однако найти подтверждение тому, что самолет легендарной летчицы разбился неподалеку от Никумароро, не удалось.
Пучок нейтронов
Возможно, пучок нейтронов из реактора поможет американским ученым приблизиться к разгадке тайны легендарной летчицы. Специалисты планируют исследовать кусок алюминиевой обшивки, найденный на острове близ Хауленда в 1991 году. Элемент был доставлен в Центр радиационной науки и техники в Пенсильвании, где с помощью пучка нейтронов его будут досконально изучать.Такое исследование позволит найти на поверхности металла следы, которые скрыты от невооруженного глаза. Кроме того, оно поможет понять, при каких обстоятельствах панель отделилась от самолета. На сегодняшний день специалистам удалось установить, что с трех сторон на фрагменте имеются следы топора, а с четвертой – многократного сгибания. Эксперты по составу сплава постараются выяснить, содержались ли в ней элементы, характерные для самолетов того типа, на котором летела легендарная женщина-пилот. И это станет большим шагом к разрешению загадки века.
По материалам meduza.io, bbc.com, bigpicture.ru, popmech.ru, newinform.com
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 11 (1378) от 16 марта 2021 года
Жительница Курска в «Поле чудес» выиграла деньги и телевизор
Отмена судебного решения о взыскании задолженности по кредиту