Курский трамвай глазами иностранцев. Наш город посетили поклонники электротранспорта из Европы
В Курск 23 мая приехала необычная международная делегация: гости из Германии, Великобритании, Австрии, Нидерландов и Бельгии интересовались историей и современным положением курского трамвая.
«Города должны финансировать развитие трамваев»
Группа несколько лет изучает трамвайные системы разных стран мира. В ее составе – авторы статей и монографий по городскому электротранспорту, бывшие водители трамваев и просто увлеченные натуры.
Вильфрид Вольф приехал из германского Лейпцига. Изучением истории трамваев он увлекся в 1980-х годах. Примерно тогда же немец впервые побывал в Советском Союзе, первую поездку он выиграл в лотерею. Именно эта случайность предопределила его судьбу – советские трамваи стали его «специализацией».
– Сейчас в городах очень много автомобилей, раньше такого не было. Особенно это заметно в России, – отмечает гость. – Но мы видим, что некоторые города поддерживают и развивают трамвай.
В его родном Лейпциге это основной вид городского транспорта. Трамвайная система там – вторая по величине в Германии. На 600 тысяч горожан приходится 14 линий и 350 вагонов. Для сравнения, в 450-тысячном Курске осталось 4 трамвайных маршрута и 60 вагонов, большая часть которых нуждается в ремонте...
– Трамвай – экологически чистый транспорт. Никакие автобусы и автомобили его не заменят. Города должны это понять и финансировать его развитие, – говорит Вольф.
«Ползет, как змея!»
Экспедиция началась в Москве, а закончиться должна во Владикавказе. Гости побывали в Туле и Орле. Курск изначально значился одним из ключевых пунктов маршрута, поскольку здесь находится одна из старейших трамвайных систем в стране. Курскому трамваю 121 год. Движение было открыто 30 апреля 1898 года. Курск стал третьим городом в России, где появился этот вид транспорта. Первая линия была проложена в самом центре города: по улицам Московской (сейчас улица Ленина) и Херсонской (Дзержинского).
– Когда перерезали ленточку и трамвай тронулся, корреспонденты «Курских губернских ведомостей» обратили внимание на женщину, простую домохозяйку, которая очень внимательно рассматривала движущийся трамвай, – рассказывает заведующий музеем Курского городского электротранспорта Александр Настенко. – Она стала на колени, даже заглянула под вагон. Вагон поехал дальше, она встала, перекрестилась и говорит на всю площадь: «Ползет, как змея!» Это была резолюция курской домохозяйки на устройство трамвая.
С горькой иронией он замечает, что отношение современников к электротранспорту чем-то схоже с мировоззрением той женщины. Вместо того чтобы опираться на опыт европейских стран, развивающий это направление, трамвай готовы вычеркнуть из жизни города.
Курск сравнили с Северной Кореей
История гостей впечатлила, как и прогулка в ретровагоне. Это копия первого бельгийского трамвая, ставшего на рельсы 120 лет назад. В 1997 году к столетию курского трамвая энтузиасты решили построить его макет. Чертежей старинного вагона не осталось, размеры пришлось восстанавливать по фото. На базе старого снегоочистителя рабочие Северного депо собрали не полноразмерный макет, а действующую модель.
Необычный трамвайчик катает жителей и гостей города по праздникам. Хотя в последнее время его стараются выводить как можно реже – старые пути, некоторые участки которых находятся в аварийном состоянии, разбивают вагон. Но для гостей сделали исключение. Иностранцы остались довольны, ведь это одна из самых старинных моделей, на которой им удалось проехаться в России. В соседнем Орле когда-то был подлинник похожего вагона, но во времена перестройки его подарили Сан-Франциско.
А вот современное положение курского трамвая экспертов огорчило. «По пути к трамвайному депо не заметили ни одного вагона, – удивлялись иностранцы. – Пустые пути – это неправильно, очень плохой показатель». В каждом из городов гости стараются встретиться с представителями СМИ и общественности, чтобы рассказать: современный трамвай – самый экологически чистый и скоростной вид транспорта.
– Только представьте: один вагон способен вместить до 100 пассажиров, то есть может заменить 50 автомобилей! Трамвай ни в коем случае нельзя губить. Его надо поднимать, развивать, тогда это будет лучший транспорт для современных российских городов, – выразил общее мнение Андрей Мясников, директор единственного в России музея трамвая, расположенного в подмосковной Коломне.
Курский музей электротранспорта – один из пунктов маршрута – находится в Восточном трамвайном депо. Проникнувшись историей курского трамвая, гости мечтали осмотреть современные цеха, но натолкнулись на неожиданное сопротивление руководства предприятия. Иностранцев окружили охранники, которые пресекали любые попытки сделать какие-либо фото в депо или выбиться из группы. Позже представители делегации с удивлением отметили, что даже в Северной Корее им показали больше, чем в Курске.
В ТЕМУ
В Курске загорелся вагон
ЧП в Сеймском округе Курска произошло на следующий день после визита иностранной делегации. 24 мая на остановке «Улица Народная» загорелся трамвай.
Судя по фото свидетелей в Интернете, в одном из вагонов прямо на остановке случилось небольшое возгорание на крыше, там, где находится токоприемник. Вагоновожатый выпустил пассажиров. Никто не пострадал. Возгорание было ликвидировано.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 22 (1285) от 28 мая 2019 года
Участие в интернет-опросе может лишить курян всех сбережений
Прием граждан в приемной президента России в Курской области в июне
Корица в разумных дозах сжигает жир, улучшает зрение и иммунитет