Феномен «Летучего Голландца»
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера – среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры, и сухогрузы. Что случилось? Куда подевались? Любой моряк ответит, что все очень просто и безысходно: они повстречались с «Летучим голландцем».
Трагедия капитана ван дер Декена
Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан ван дер Декен, пьяница и богохульник. Однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм. Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но вместо того, чтобы прислушаться к совету, ван дер Декен вытащил пистолет. Раздался выстрел.
– С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, – рычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, угроза не образумила команду – капитан снова пустил в ход пистолет. С тех пор так и скитается по морям корабль ван дер Декена. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду проклятый богом капитан набирает из утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни, тем лучше.
Есть и другая легенда о происхождении «Летучего голландца»: команда торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что она может быть занесена на берег, ни один порт не принимал голландский корабль. Судно с умершими от болезни до сих пор бродит по морям и океанам. Встреча с кораблем-призраком, прозванным «Летучим голландцем», грозит в лучшем случае несчастьем, но чаще – смертью. И дело, пожалуй, не в нечистой силе, управляющей судном-призраком, а в том, что корабли, идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, – вовсе не редкость.
Ранним солнечным утром 1850 года судно «Морская птица» появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что оно идет под всеми парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка поразились: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и документы – все было на месте.
Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе под командой капитана Джона Дарема. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверс рифа Брентон». Этот риф находится в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день с промысла, рассказали, что рано утром видели парусник в море, капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.
Куда исчезают моряки
РЯд специалистов полагает, что одно из объяснений исчезновения команды в ряде случаев – внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, тот приказал отбуксировать из порта судно вместе с 23 членами экипажа. Оно отправилось в Тунис, но местного правителя успели предупредить, он тоже запретил пускать корабль в порт. Команда повела парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Как и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.
Другое объяснение – инфразвук – не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Герц). При штормах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра 20 м/сек. мощность «голоса моря» достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут быть временная слепота, ощущение тревоги, нередки приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего сами сводят счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно – сердце не в силах выдержать такую нагрузку...
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще не были тронуты тлением, были искажены ужасом.
Мистические случаи
Есть и слуЧаи, перед которыми пасует разум. В октябре 1913 года спасательная команда с английского парохода «Джонсонс» поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова «Малборо». Паруса и мачты корабля покрывала зеленоватая плесень, доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 трупов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-то было невозможно.
Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания, взять судно-призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что «Малборо» в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд, опытный моряк. Последний раз парусник видели 1 апреля 1890-го в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но, получается, 23 года он скитался по морям! Такого не могло быть, но факт остался фактом.
И в наши дни нередко в океане можно встретить этакий «Летучий голландец», встреча с которым в шторм, да еще ночью, грозит несчастьем. Так, у северо-западных берегов Австралии недавно обнаружена дрейфующая рыбачья шхуна без экипажа и топлива. Судно «Хай эйм 6» зарегистрировано в Индонезии, но его владельцы находятся в Тайване. Их пытается разыскать австралийская полиция. На судне, которое обнаружил самолет береговой охраны, должно было быть 10–12 моряков. Оно в хорошем состоянии, трюмы заполнены выловленной макрелью.
Предпринятые поиски экипажа в море ничего не дали, как и тщательный осмотр судна. На борту не найдено ни одной спасательной шлюпки. Кроме того, не удалось найти документов, по которым можно было бы установить личности моряков. Федеральная полиция Австралии разыскивает владельцев шхуны по международным каналам. Представители властей утверждают, что никаких природных катаклизмов, которые могли вызвать исчезновение моряков, в этом районе не было. Погодные условия также были достаточно мягкими.
Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о «Летучем голландце» забавным происшествием из недавнего прошлого. В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии, пассажиры морского прогулочного корабля заметили старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами.
На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про... «Летучий голландец». При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживавший корабль у причала, и судно, переполненное статистами, «поймав» ветер, рвануло в открытое море.
Галина СКВОРЧЕВСКАЯ, 7days.belta.by, chudesa.by.ru