Торговля в Курске: вчера, сегодня, завтра
Торговля – самый «живучий» из всех видов бизнеса. Этому немало свидетельств. Скажем, даже в советское время работали колхозные рынки, где в зачатке проявлялось предпринимательство. Потом наступила пора фарцовщиков и кооператоров, которую сменила «оптово-розничная эпоха базара и киосков».
Сегодня торговля становится все более цивилизованным видом бизнеса, развиваются ее новые направления. Эксперты отмечают три знаковые характеристики потребительского российского рынка. Люди начинают более внимательно относиться к своему здоровью, желают покупать товары по более низким ценам и делать покупки максимально комфортно. Что это значит и что нас ждет впереди? Попытаемся разобраться.
Будущее за гиперпродавцами
На Западе основу розничной торговли составляют покупки, сделанные в крупных торговых сетях супер- и гипермаркетов (например, в США на их долю приходится половина рынка, во Франции и Голландии – 90%). Именно с такими серьезными «игроками» на рынке сотрудничают солидные товаропроизводители, делающие за счет больших объемов продаж огромные скидки. Остальную часть рынка делят тысячи мелких торговых предприятий, так называемых «магазинов по соседству» или «магазинов за углом». Их обороты и доходы несопоставимы с крупными сетями. Поэтому часто, не выдерживая конкуренции с «акулами торговли», эти магазинчики разоряются, поглощаясь более крупными, или вынуждены сливаться с торговыми сетевыми корпорациями. Концентрация, слияние и поглощение – общемировая тенденция, никуда от этого не деться. И хотя Россия еще отстает от тех же Штатов в плане цивилизованности торговли (у нас на долю крупных сетей приходится лишь 2,7% продаж), многие наши магазины в ближайшем будущем ждет похожая судьба.
Рассмотрим ситуацию на примере Курска. Казалось бы, у нас место на продовольственном рынке пока находят и киоски, и магазины, и торговые сети. Кто-то «делает бизнес» по-старинке, не имея желания или возможностей учитывать новые веяния «торговой моды», кто-то старается их учесть. Все чаще говорят о скидках, дисконтных картах, розыгрышах призов, бесплатной доставке товаров, других способах привлечения посетителей. Это неудивительно – покупательная способность курян не слишком высока, а число магазинов постоянно растет.
Еще пару лет назад, пожалуй, самыми большими объемами продаж могла похвастаться торговая сеть «Европа». Идея ее создателя понятна: открыв магазины во всех районах Курска, он стремился получить «продуктовую монополию», попутно развивая продажу мебели, стройматериалов и предметов роскоши. Но, похоже, расчет оказался неверным. По соседству как грибы растут торговые заведения других предпринимателей. На Северо-Западе «Европе» принадлежит одноименный рынок, переделанный под супермаркет «Колобок» и бывшая «Елка» на Запольной. Им в этом микрорайоне жесткую конкуренцию составляют супермаркеты «Любимый», «Альбатрос», «Магнит», отремонтированный «Универсам» и недавно открывшийся «Мир продуктов». А в противовес ни шатко ни валко идущему строительству очередной «Европы» на улице Хрущева (видимо, из-за отсутствия средств) ударными темпами возводится новый продуктовый супермаркет на перекрестке Хрущева со Студенческой. Хотя им в этом малооживленном месте, где почти нет общественного транспорта, наверняка будет тесно. И бизнес там будет малоэффективен. Напротив открывшейся после реставрации красной «Европы» на улице Народной появился современный торговый центр «Кристалл» с продуктовым супермаркетом «Апельсин».
На улице К. Маркса, где возводится очередной «европейский» центр, вырос «Триумф». Чтобы новая «Европа» со стеклянной крышей, строящаяся с московскими замашками, была рентабельна, специалисты говорят, что арендная плата там должна быть не менее 2000 долларов за 1 кв. м. А никак не 700 рублей. Так что за счет чего она будет выживать, непонятно. К тому же, по нашим сведениям, в районе СХА уже через год запланировано строительство продовольственного гипермаркета. А если прибавить к этому проблемы с «европейскими» магазинами другого направления... «Европа» на Ленина, торгующая сувенирами, пустует в любые дни, исключая праздники. Cинюю «Европу» и «Комфорт» на рынке стройматериалов и мебели потеснили «Панорама» и «Стройдвор», «Москва» и «Невский» – предпринимателям Орлову и Карамышевой этот сегмент рынка дается успешнее. Видимо, каждый должен заниматься своим делом. Специализация в торговле важна, как и в любом другом бизнесе.
Уязвимая монополия
Казалось, курян уже ничем не удивишь в плане торговли. Но, судя по всему, это в очередной раз удалось сделать корпорации «ГРИНН», недавно подарившей нашему городу гипермаркет «ЛИНИЯ». Тысячи покупателей уже оценили преимущества нового, необычного для нашего города формата продуктового магазина – низкие цены за счет больших продаж, удобное расположение, бесплатная стоянка, трамвай чуть ли не к дверям подъезжает. Здесь делают покупки не только горожане, но и жители большинства районов области.
Появление в Курске гипермаркета стало событием, заметно повлиявшим на «расстановку сил» на рынке продуктов, хотя с начала работы «ЛИНИИ» не прошло и месяца. Другие «игроки» вынуждены также снижать цены. Но поскольку формат гипермаркета позволяет получать прибыль даже при минимальной наценке за счет больших объемов продаж, высокой механизации и особой организации труда, остальным продуктовым магазинам приходится жертвовать прибылью, их рентабельность падает. Очевидно, что долго так продолжаться не может. Как тут не вспомнить общемировую тенденцию концентрации, слияния и поглощения. Эти процессы в Курске могут начаться уже совсем скоро.
Возьмем, к примеру, ту же «Европу». Оказалось, что потенциальная монополия весьма уязвима. И то, что западные капиталисты испытали еще в XX веке, завтра ждет курских предпринимателей. У «Сейма» и красной «Европы» все меньше машин на стоянках. С Северо-Запада поток автомобилей идет через КЗТЗ мимо «Елки» и торгового центра «Европа» к новому гипермаркету. Сюда же устремляются в большинстве своем небогатые жители поселка Волокно и Магистрального проезда. Получается, что на два строящихся торговых центра (на ул. К. Маркса и Хрущева) приходится 4 убыточных («Комфорт» с мебелью, синяя «Европа» со стройматериалами, «Европа» на Ленина с подарками и обшарпанный Северо-Западный рынок), которые хоть закрывай.
Мы уже приводили слова экспертов о том, что стремление людей покупать товары по более низким ценам при максимальном комфорте приведет к росту количества супер- и гипермаркетов. Там будет концентрироваться розничная продажа продуктов, будут постоянно внедряться прогрессивные цивилизованные методы торговли. Попутно дальновидные предприниматели станут вкладывать прибыли в собственное производство. Тех же, кто не умеет делать бизнес по-новому, ждет весьма грустная перспектива. Их магазины и торговые центры либо разорятся, либо превратятся в уже упоминавшиеся «магазины за углом», куда жители окрестных домов приходят лишь за тем, чтобы купить хлеба, соли и спичек.
Юрий СТОЛЬНИКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Ярош Александр
12 мая 2005, 16:17e-mail: yarosh_alexander@mail.ruРеспект Юрию Стольникову!
Да и вообще респект всей империи ГРИННа... Приятно осознавать, что у нас в городе наконец-то появилась такая жесткая конкуренция между торговыми сетями и отрадно то, что борьба за покупателя теперь ведется на страницах СМИ таким завуалированным способом...
Здоровая конкуренция — низкие цены на товары и рост качества обслуживания, ждем ответа Полторацкого!
Так держать, господа капиталисты:)!
цифрокент
25 декабря 2008, 20:23город: курск