Жорж Санд: музыка страсти
Блестящая представительница интеллектуального Парижа Аврора-Люсиль Дюпен, позднее получившая титул баронессы Дюдеван, прожила 72 года (1804–1876). Но известна она всему миру как Жорж Санд. И ее жизнь вместила в себя множество событий: раннее неудачное замужество, рождение двоих детей, блестящую литературную карьеру.
Взрывоопасная Аврора
Среди предков этой женщины – короли, монахини, воины, авантюристы, актрисы, маркитантки, цыганки. Взрывоопасная смесь. Видимо, именно ей Жорж Санд и обязана своим потрясающим жизнелюбием, смелостью в поступках и неутомимой жадностью в любви. Составлять список любовников знаменитости – дело не только недостойное, но и бесполезное. Молва причисляла к ним практически всех известных писателей, художников и политиков того времени. Сама же Санд отличалась большой скрытностью во всем, что касалось личной жизни, и потому имена многих мужчин, пользовавшихся ее благосклонностью, остаются неизвестными. Исключение составляют, пожалуй, лишь Жюль Сандо, Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен – хрупкие, нерешительные и болезненные создания возбуждали в ней материнские чувства и надолго привязывали к себе. Большинство же увлечений с сильными, уверенными в себе мужчинами было быстротечно. Бальзак утверждал, что Санд якобы вербовала его в любовники, но он отказался, не желая быть номером 14-м или 15-м. Впрочем, в подобных делах великий Оноре всегда был склонен преувеличивать. А вот его собрат по перу Проспер Мериме и в самом деле был наперсником Жорж. Правда, их связь длилась всего лишь неделю.
В будущего мужа, молодого Казимира Дюдевана, 17-летняя владелица поместья в Ноане влюбилась как в олицетворение мужественности. Он не делал официального предложения через родных, а просил руки у нее самой. 10 сентября 1822 года они повенчались. Их брак освящен рождением двоих детей – Мориса и Соланж, а 30 июля 1830 года двадцатишестилетняя Аврора встретила Жюля Сандо, юного, розовощекого, очаровательного 19-летнего блондина с возвышенными мечтами. С любовником она проводила время в Ла Шатре, небольшом городке близ Ноана.
Однако не только страсть заполоняла молодых, но и работа – пять томов «Роз и Бланш» были сочинены ими и быстро разошлись. Автором значился «Жюль Санд» – совместный псевдоним гражданских супругов. Новое произведение «Индиана» она писала уже сама. Устав от любовника и расставшись с ним, Аврора испытала чувство избавления и уже в начале весны 1833 познакомилась с 23-летним поэтом Альфредом де Мюссе, стройным, добродушным, остроумным, красивым, на шесть лет моложе Санд. Он тут же влюбился в нее, ревновал, потом мирился, просил прощения. В итоге она сочла более благоразумным порвать с ним, а заодно и с наскучившим супругом Дюдеваном.
Она и Шопен
ЗавЯзывавшиесЯ потом кратковременные любовные связи никакой роли в ее жизни не играли. Все они меркли перед привязанностью к Фредерику Шопену, едва ли не самой романтичной из всех известных веку девятнадцатому. Первое впечатление, которое Жорж произвела на Фредерика, благоприятным назвать трудно. Санд никогда не была красавицей: вытянутое лицо с высокими скулами и большим лбом, задумчивые, даже несколько сонные карие глаза. Странная же одежда – редингот (длинный сюртук особого покроя) и галстук, сапожки на высоких каблуках – придавали ей вид немного даже агрессивный. Шопен поначалу строго осудил писательницу, одевавшуюся по-мужски, курившую сигару и обращавшуюся на «ты» к своим странным приятелям. Как она отличалась от ангелоподобных белокурых полек, которых до этого он целомудренно любил!
Каким же предстал перед эмансипированной женщиной уже начавший приобретать европейскую известность 26-летний польский музыкант, автор изысканных полонезов, мазурок и вальсов? Привлекательный и обаятельный, среднего роста, стройный, с длинными тонкими руками, пепельными, с каштановым оттенком волосами, мягкой улыбкой; изысканный, неуловимо аристократичный. Одетый всегда с большим вкусом, желанный гость самых изысканных великосветских салонов, предпочитал жемчужно-серые цвета. Не располагая сколько-нибудь значительными средствами, он тем не менее постоянно держал наемную карету, не говоря уже о лакее, заботившемся о его белье и завитых волосах. «Она меня любит – записывает он в своем дневнике. – Аврора, какое очаровательное имя!» Фредерик – единственный из любовников Санд, кто всегда называл ее настоящим именем – Аврора.
Однажды они с улыбкой наблюдали, как собачка Жорж крутилась по комнате, стараясь поймать свой хвост. «Если бы у меня был ваш талант, я бы положила на музыку движения этого песика», – заметила Жорж. Фредерик тут же сел за инструмент и наиграл мелодию, известную сегодня каждому под названием «Собачий вальс». Влюбленные были безмятежно счастливы. Но кашель Шопена вызывал тревогу. По совету друзей решили ехать на Майорку (остров в Испании). Жорж нежно и терпеливо ухаживала за утонченным и избалованным Шопеном, проявляя чудеса самоотверженности. Но Шопен ужасно терял силы. Его «катар» (Санд не хотела верить, что он кашляет по какой-то другой причине) повергал Фредерика в состояние изнеможения и слабости.
И все же, несмотря на страдания, он много сочинял, внимательно прислушиваясь к рекомендациям любимой. Со своей стороны он тоже помогал Жорж советами. Когда она трудилась над «Консуэло» (главная героиня – певица), выступал музыкальным консультантом. Кстати, прообразом центрального персонажа была близкая приятельница Жорж и Фредерика Полина Виардо, впоследствии подруга Тургенева.
27 лет разлуки
БудуЧи в Ноане, Шопен придумал музыкальный театр. Вначала он импровизировал на рояле, а молодые люди разыгрывали сценки, танцевали комические балеты. Композитор оказался истинным гением мимического искусства; иногда он вставал из-за рояля, чтобы появиться внезапно то в виде австрийского императора, то в виде старого польского еврея, причем имитация была поразительной.
Дом Жорж и Фридерика в Париже словно магнитом притягивал многих выдающихся людей. Частыми гостями были Бальзак, Гейне, Делакруа, Лист. Виртуозной игрой гения восхищались самые блестящие дамы парижского света. Они приносили роскошные букеты и собственноручно расшитые ими изящные пуфики. Именно им, герцогине Вюртембергской, графиням Эстергази и Потоцкой, баронессе Ротшильд, польщенный Шопен посвящал творения. Жорж Санд ни одного он так и не посвятил. Возможно, сказывались болезненная застенчивость и нежелание афишировать свою связь с известной романисткой.
Впрочем, Жорж на него за это не обижалась. Роман их, начавшийся в 1838 году и длившийся девять лет, а затем размолвки, коренившиеся в резком различии их натур и приведшие к полному разрыву, таковы внешние грани этой большой полосы в судьбе неординарных личностей. Ей суждено было пережить Шопена на 27 лет. Забыла ли она его? Лучший ответ, наверное, слова самой Санд: «Жизнь – это глубокая рана, которая редко затягивается и никогда не заживает».
Жорж Санд похоронили на маленьком кладбище в Ноанском парке, подле ее бабушки и внучки Нини. Из Парижа прибыли человек пятнадцать близких Санд людей: принц Наполеон, которому снова разрешили жить во Франции, Флобер, Ренан, Дюма-сын Виктор Гюго прислал послание: «Я оплакиваю мертвую и приветствую бессмертную Разве мы ее потеряли? Нет. Великие люди исчезают, но не рассыпаются в прах. Больше того: можно было бы сказать, что они воскресают».