Всплеск цивилизации, связь с «князем» и реконструкция лиц. Уникальные находки археологов под Курском
Уже восьмой год поселение и могильник рядом с хутором Выдрин в Большесолдатском районе изучает Сейминско-Суджинская археологическая экспедиция Института археологии Российской академии наук. Место это интересное: каждый год раскопки преподносят сюрпризы. Так, в 2019-м там, помимо прочего, нашли 16-граммовый золотой слиток, относящийся ко второй половине IV века, в 2020-м обнаружили «статусные» погребения того времени. О находках этого сезона «Друг для друга» рассказал научный сотрудник Института археологии РАН Олег Радюш.
Ритуалы для умерших «неправильно»
«Слитка золота, к сожалению, не было, зато обнаружили новые захоронения, которые датируем IV веком, – рассказывает руководитель экспедиции Олег Радюш. – На этой территории в III–IV веках шла активная жизнь, здесь было крупное поселение».
С середины июля ученые исследовали не только поселение (к сожалению, пока найти там жилые постройки не удалось), но и могильник. Разобрали 12 погребений. И если первые три были довольно бедными, то последние вскрытые могильники удивили.
– Сначала нам встретились неглубокие захоронения, все они были расположены высоко, почти под пашней, – рассказывает Олег Александрович. – Некоторые даже плугами задело. По обряду тех лет, чем моложе и беднее был умерший, тем мельче была могила. А чем старше и богаче – тем глубже копали яму, больше утвари и украшений клали с усопшим. То есть трудозатраты напрямую зависели от статуса человека. В погребения обязательно клали домашнюю утварь. Что именно – зависело от статуса человека. Для погребений Черняховской культуры даже характерны стеклянные кубки, привезенные из Причерноморья, Рима... А это очень дорогие вещи по тем временам были.
Любопытно, что в некоторых захоронениях археологи и вовсе не находят останков. Объясняется все довольно просто. «Был такой обряд как вторичное захоронение, – поясняет Олег Радюш. – Человека похоронили, а спустя время по каким-то своим причинам, которые нам не до конца понятны, могилу раскапывали и все оттуда доставали. Иногда оставалось несколько костей, бывало, что вообще все разбрасывали по округе. Можем предполагать, что это делали для защиты от нечистой силы. Если умерший человек приносил вред, то его могли откопать и провести определенные ритуалы. Например, залить могилу водой».
– Я правильно понимаю, что вред человек приносил при жизни, то есть был плохим?
– Необязательно. Как вариант – неправильно умер. Считалось, что у человека есть определенные этапы и он должен был их пройти за свою, по сегодняшним меркам, недлинную жизнь. Тогда 30–40 лет считалось уже солидным возрастом. И если случалось, что молния убила человека – это неправильно. Кто-то скончался раньше, скажем, от болезни, тоже неправильно. А когда после его смерти начинали случаться всякие неприятные события и катаклизмы (пожар, неурожай, наводнение...) винили в этом именно умершего. И отправлялись совершать над его могилой обряды: раскапывали, кости разбрасывали, яму заливали водой...
Для Черняховской культуры был характерен и обряд кремации. «И здесь мы находили ее следы, – говорит ученый. – Причем и хоронили, и сжигали в одно и то же время. Вопрос – чем руководствовались, выбирая способ захоронения, остается открытым. Есть несколько гипотез. Или разделение по племенам: так, для германцев, которые также обитали на этих территориях, традиция сжигания была типичной. Возможно, имел значение социальный статус умершего или же все зависело от времени года».
Всплеск цивилизации
В этом сезоне ученые продолжают исследовать и поселение. К сожалению, пока жилых построек не обнаружили, зато нашли ремесленный участок – там стояли горны, работали ювелиры, металлурги. «Все предметы, что мы там находим, связаны именно с этими сферами, – поясняет Олег Радюш. – Что касается жилищ, то во времена Черняховской культуры дома были большими, наподобие мазанок. Каркас делали из дерева, переплетали ветками, сверху обмазывали глиной, крышу мастерили из соломы или камыша. Несколько лет назад во время экспедиции в Курчатовском районе находили остатки такого жилища – это был дом размером 6 на 12 метров. И это еще не самый большой».
Люди, жившие на территории Курской области во времена Черняховской культуры, активно занимались охотой – дичи и зверя в лесах было много. «Они разводили крупный рогатый скот, коз, свиней, лошадей, возделывали землю. Если община жила на берегу реки, то в рационе была, конечно же, рыба, – поясняют археологи. – Активно была развита торговля: сюда привозили амфоры с маслом, уксусом, вином, ювелирные украшения, одежду... Так, в одном из погребений мы обнаружили женские останки с чудом сохранившимися фрагментами одежды. Это был шелк. Дорогое удовольствие по тем временам. Вообще, Черняховская культура – это всплеск цивилизации».
Но все изменилось в конце IV – начале V веков. Сюда приходят люди с севера – с территории современных Брянской, Орловской областей... А у них более примитивное хозяйство, социальное устройство... Нет больших крупных поселений, они не пашут, нет металлургии, гончарного мастерства.
Как выглядели люди в IV веке
В прошлом году археологи рассказывали, что планируют обратиться за помощью к антропологам. «Найденные здесь останки передали в лабораторию в Москве, где их изучили специалисты, – замечает Олег Александрович. – И при помощи компьютерной графики сделали реконструкцию лиц. Теперь мы знаем, как выглядели мужчины и женщины, жившие на территории современной Курской области в IV веке. Если убрать одежду и прически того времени, то внешне не особенно изменились: такие же люди ходят по улице. Именно благодаря реконструкции лиц мы теперь знаем, насколько люди, жившие здесь, были разными по типу внешности. В планах отправить найденные останки на ДНК-экспертизу. По Черняховской культуре этого никогда не делали, и будет интересно узнать, каким было население. Технологии стали на порядок выше, и они позволяют нам проводить исследования, которые открывают тайны прошлого. Например, можно сделать анализ по зубам, чтобы определить, чем питались, откуда они родом: местные или приезжие...»
– Считается, что раньше люди были гораздо ниже ростом... Даже костюмы XVIII–XIX веков по современным меркам кажутся детскими...
– Останки IV века, которые мы здесь находим, говорят об обратном. Так, в 2019 году обнаружили мужское захоронение: ростом человек был под 180 сантиметров, удивили очень крупные кости. Мы даже прикладывали руки, чтобы сравнить размер кисти. И у нашего «объекта» ладонь раза в полтора была крупнее. Это, кстати, наводит на мысль, что так называемый «князь» из погребения, которое было найдено в 1918 году у деревни Большой Каменец, имеет отношение к общине, жившей здесь.
Сохранились свидетельства очевидцев тех событий, которые утверждали, что кости, найденные в погребении, были очень большие. Про череп крестьяне рассказывали, что у него была «пядь» между краями глазниц, упоминались и сохранившиеся волосы, заплетенные в косу. Мужчина или женщина – сказать сложно. Но однозначно это был представитель знати, причем самого высокого уровня. Его так и стали называть – «князь» из Большого Каменца.
Сравнить золото
До сих пор тот клад считается самым крупным в Курской области – 2,5 килограмма чистого золота было в погребении! Его, кстати, первый раз обнаружили в 1918 году. Тогда крестьянин у реки собирал камни для строительных нужд и складывал в запряженную телегу, стоявшую рядом. Вдруг лошадь по шею провалилась во внезапно образовавшуюся яму, извлечь ее оттуда стоило огромных усилий. Заглянув в провал, мужчина ничего не увидел, кроме земли, глины и камней. А через несколько дней игравшие около протекавшего поблизости ручья дети заметили, как из наполненной водой ямы течение выносит множество тонких золотых блесток, которыми украшали одежду знати IV–V веков. Ребята стали копаться в земле и нашли серебряный конский нагрудник-фалар с четырьмя маскаронами – изображениями человеческих лиц, серебряный кувшин, бронзовое ведро... Вскоре к месту находки подтянулись взрослые. Найденные кости и бронзовое ведро, не имевшие в глазах крестьян никакой ценности, были разломаны и выброшены.
Предметы из захоронения куряне долго использовали в хозяйстве. Серебряный кувшин висел на коромысле в качестве емкости для воды. Серебряным фаларом тушили угли в самоваре. Стеклянной посудой пользовались, пока не разбили, а золотой перстень один из местных переделал под свою руку.
О находке 1918-го почти 10 лет никто не знал, кроме местных крестьян. Возможно, и не узнали бы, если бы не события 1927 года, когда дети, возвращавшиеся из школы, заметили странный блеск в осыпавшемся склоне оврага. Подобравшись ближе, увидели, что из земли торчит обруч. Потянув за него, извлекли шейную гривну с медальоном, инкрустированным гранатами и зеленым стеклом. Следом на свет показалась золотая цепь длиной 2,5 метра, которую потащили волоком по деревенской улице.
«Естественно, они не поняли, что нашли клад, – рассказывал нам ранее Олег Радюш. – Мальчик катил гривну палкой как колесо, а девочка тащила за собой цепь и приговаривала, что собаку на нее посадит. Это, разумеется, привлекло внимание взрослых, а именно Семена Ефремова, быстро смекнувшего, что к чему. Он дал детворе 50 копеек на пряники и забрал находку, успев расспросить, где именно обнаружены эти предметы. Позднее он выкопал еще три золотых браслета, один из которых был вскоре украден из его дома, а два он успел продать перекупщикам».
Когда дети рассказали о случившемся родителям, те, естественно, отправились к Семену разбираться. В итоге передралась чуть ли не вся деревня. И было из-за чего. Только одна шейная гривна из чистого золота весила полтора килограмма! Весть о сокровищах породила в селе настоящую золотую лихорадку – раскопки были настолько активны, что еще в 1960-х здесь зияла глубокая глиняная промоина.
– В 2019 году мы нашли золотой слиток, а также остатки от ювелирного производства – обрезки, обломки, фольгу, – говорит Радюш. – И теперь хотим сравнить золото из клада в Большом Каменце, сейчас он хранится в Оружейной палате, с этим слитком. Может быть, именно здесь мастер делал предметы из могилы «князя». Задача не из простых, думаю, придется несколько лет на это потратить, но провести химический анализ было бы очень интересно.
Этот год оказался не очень богатым на предметные находки. Встречались стандартные пряслица, бронзовые фибулы (застежки), керамическая посуда, гребень... «Был довольно интересный наконечник от пояса, – демонстрирует бронзовую вещицу Олег Радюш. – Это украшение для ремня. Тонкая бронзовая штучка с примитивным орнаментом – пока самая ранняя вещь, найденная на раскопе. Датируем ее III веком. Тогда умели хорошо лить бронзу и старались украсить, то есть имели свои представления о прекрасном».
Марина ВЕБЕР, фото vk.com/ssae_iaran
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1400) от 17 августа 2021 года
Курская ГСХА организовала массовую вакцинацию сотрудников и студентов
Истории людей, которые из-за пандемии не смогли вернуться домой