Актер курского драмтеатра Александр Швачунов: «Иногда думаю, может, в таксисты пойти?»
Имя Александра Швачунова знакомо каждому курскому театралу. Александр Сергеевич постоянно на сцене, у него больше 150 ролей. Параллельно выступает в роли режиссера. И как всякий творческий человек постоянно находится в поиске и стремится к совершенству. А ведь сам актёр только подбирается к полувековому юбилею. 18 апреля ему исполнится 50 лет. Артист признается, что когда-то этот возраст казался ему глубокой старостью...
– Моя бабушка Рая умерла в возрасте 50 лет, – рассказывает Александр Швачунов. – Мне тогда было пять или шесть лет, все плакали, я очень переживал, любил её. Казалось, что пятьдесят лет – какая-то глубокая старость, а у меня ещё вся жизнь впереди. Сейчас другие мысли: есть ощущение, что должна вот-вот появиться какая-то первая несгораемая цифра. Что же касается пресловутой значимости юбилея – я её не чувствую. Только недавно разговаривал с худруком театра Юрием Бурэ, и он сказал, что я с моим авторитетом должен был настоять на чём-то в беседе с режиссёром. Я так удивился этому, поскольку не ощущаю какого-то авторитета, значимости. Я просто всю жизнь пахал.
– Недавно вы стали дедушкой. Какие ощущения?
– Это очень интересное и странное чувство, даже не знаю, как описать. У меня-то младшему сыну двенадцать, а внуку четыре месяца. Он ещё мало что понимает, но уже меня узнаёт, улыбается. Я не могу сформулировать, что я чувствую – это как-то очень необычно. Старший сын живёт отдельно от нас, и я редко вижу внука из-за занятости, раза два-три в месяц. Пока не знаю, что такое быть дедушкой, нет времени нянчиться. Я боюсь брать его на руки – жена не боится, а я делаю это очень редко и аккуратно.
– У вас было несколько ролей в кино: фильм Классик», сериалы «Эксперты» и «Путешествие». Не жалеете, что ролей в кино меньше, чем на сцене?
– Нет! Никогда не предугадаешь, как сложится судьба фильма, сериала. Если бы я отказался сниматься, скажем, в «Неоконченной пьесе для механического пианино» у Михалкова, то жалел бы, конечно. Так что надо работать там, где дал Бог. Есть такая категория людей, и, я думаю, на них держится мир. Это люди, которые, где бы они ни работали, стараются сделать свою работу хорошо, будь то слесарь, столяр, актёр, режиссёр, художник. Они просто работают хорошо, и люди к ним в очередь выстраиваются.
– Накануне юбилея принято подводить промежуточные итоги. Чем вы сейчас довольны?
– Работой доволен. Тем, что в апреле будут идти все мои пять спектаклей, мне они очень дороги и дались огромной кровью и нервами. Пожалуй, только «Пришёл мужчина к женщине» мы придумывали вдвоём с супругой, получали удовольствие от процесса. Всё остальное давалось тяжело. А всё, что даётся тяжело, с трудом – оно дорого. Доволен и горжусь своей семьёй. У меня прекрасная жена, к тому же кто ещё будет меня терпеть?! Горжусь своей мамой, она у меня продвинутая, умная, помогает мне всегда. Горжусь своими детьми. Семья у меня – настоящий крепкий тыл. И мне нравится, что театр у нас хороший, коллектив дружный. Никто никому шубы не режет, толчёное стекло в обувь не подсыпает, как в некоторых других театрах. Мне повезло: и Театр Советской Армии был хороший, и театр во Владимире, и здесь, в Курске, прекрасный и творческий коллектив. Бывают, конечно, какие-то трения, но в большинстве своем люди хорошие. Я и на работу, и домой иду с удовольствием. А в этом счастье, как сказал Евгений Леонов. Я в этом плане счастливый человек.
– Значит, жизнь всё-таки удалась?
– Не знаю, хотелось бы большего. Если говорить о мечтах, хотелось бы открыть собственный частный театр. Хотелось бы выстроить здание, приглашать столичных актёров... Но Абрамовичей у нас в городе нет. И я потому так смело и говорю, что знаю: это неосуществимо. Я не страдаю от того, что эта мечта не сбудется, но это то, чего хотелось бы.
– У вас больше 150 ролей, вы постоянно заняты. Такой плотный график не надоел?
– Лучше быть нужным, чем свободным. Конечно, я своей занятостью доволен. Понимаю, что не все люди моего возраста в театре доживают. Мы формировались в довольно сложные годы – в 1990-е. Многие, чтобы прокормить семью, уходили из профессии. Опять же, есть вредные привычки в театре. Стресс снимают алкоголем, и это затягивает, поэтому не всегда на сцене ещё есть мужчины моего возраста. Но, конечно, когда устаёшь, хочется отдохнуть. Однако долго я отдыхать не умею, и это ужасная проблема. В отпуске я выдерживаю максимум десять дней, потом становлюсь нудным. Мне всё время надо что-то делать.
– Вы сказали про стресс и алкоголь, но ведь сами не пьете?
– Не пью. Но если предстоят серьёзные голосовые нагрузки, например, на гастролях, то я вечером, после спектакля могу позволить себе 50 граммов коньяка для связок, а потом сразу отбой. А вот сбросить напряжение после роли гораздо сложнее. Я в последнее время хуже сплю, возможно, из-за этого. Переживаю о чём-то, хотя раньше был пофигистом. А теперь стал суетиться... Много каких-то бытовых проблем, всё боюсь что-то не сделать, не успеть. Может, и напрасно, может, где-то надо бы уже и подуспокоиться. Ведь никто не знает, сколько нам отпущено, хочется успеть больше сделать. Вот пандемия сколько выкосила людей... Когда только началась вакцинация, я первый на неё записался. На всякий случай.
– Если бы родители в своё время не привели вас в театральный институт, чем бы занимались?
– Наверное, журналистикой. Я же разгильдяем был, у меня нормально шли гуманитарные науки, литература, история. Честно говоря, не знаю. В пятьдесят лет поздно что-то менять, мне уже на пенсию скоро. Иногда думаю, может, в таксисты пойти? Работа хорошая. Когда пришла пандемия, я думал: а если закроют вообще театральную сферу, как сейчас происходит в Европе? Люди не ходят в театр, и как актёрам жить? Вот это катастрофа. И я думаю: а чем бы я мог заняться в таком случае? Не знаю, я ничего другого делать-то не умею. И буквально вчера я младшему сыну говорил, что не надо ему быть актёром. Ну он и не собирается.
– А что бы вы пожелали себе 20-летнему или какой совет дали бы сыновьям?
– Мне очень нравится история поэта-песенника Оскара Фельцмана. Он из очень бедной многодетной еврейской семьи, и когда он уезжал учиться, отец на вокзале сказал ему: «Сынок! У меня нет денег, чтобы тебе их дать. Я тебе дам только один совет. Когда у тебя будет большое горе – не огорчайся. Когда у тебя будет большая радость – не радуйся. И работай, сынок, работай. И всё у тебя будет».
Ирина КОРЕНЕВСКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (1382) от 13 апреля 2021 года
Ответственность за преступления экстремистской направленности