городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 500 экземпляров)

15 апреля 2021, 11:21 ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Курский след в покорении космоса

12 апреля исполнилось ровно 60 лет со дня исторического момента – полета первого человека в космос. Весной 1961-го гражданин СССР, летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин произнес свое знаменитое «Поехали!». И за 108 минут впервые обогнул землю на космическом корабле «Восток». Курская область никогда не оставалась в стороне от покорения космоса, о чем не раз писала «ДДД».

Четыре выпускника аэроклуба

Еще в послевоенные годы наш город был в числе первых, где готовили будущих покорителей космоса. Четверо из тех, кто позднее побывал на орбите, занимались в курском аэроклубе.

Первым в 1954 году его окончил вместе с обучением в школе №5 Курска будущий космонавт Игорь Волк. Позже под руководством курянина Виктора Афиногенова на «Ил-29» в нашем же аэроклубе курс предполетной подготовки проходили будущие покорители безвоздушного пространства Александр Баландин, Муса Манаров, Александр Лавейкин. Дважды к ним приезжал с инспекцией прославленный космонавт Георгий Гречко.

Участники «лунной программы»

Причастны куряне и к космическим разработкам. В 1970-х годах наш земляк Евгений Беляев работал ведущим конструктором секретного конструкторского бюро. Он проектировал электропривод колес «Лунохода-3». Аппарат планировали запустить в 1977 году, но лишнего носителя для ракеты «Луна-25» не нашлось, и «Луноход-3» попал в музей. А Беляев вернулся в Курск, преподавал на кафедре электротехники в сельхозинституте. Но недолго. За переписку с академиком Сахаровым его записали в диссиденты.

Одним из первых лунных водителей был Вячеслав Довгань, родившийся в 1937 году в Белгороде, в то время входившем в Курскую область. Службу начинал в Белоруссии, в артполку, перепрофилированном в ракетный. В СССР в обстановке абсолютной секретности шла работа над лунной программой, а главный конструктор Георгий Бабакин уже создал первый в мире луноход. Отбор водителей лунного транспорта тоже был засекречен.

Вождению «сидячие космонавты» учились на лунодроме под Симферополем. Там создали искусственный ландшафт, имитирующий поверхность Луны с кратерами, горками и камнями. У Довганя сохранилось водительское удостоверение, выданное Федерацией космонавтики в том, что его владельцу присвоена квалификация «водитель лунохода».

17 ноября 1970 года посадочная платформа с «Луноходом-1» опустилась на поверхность естественного спутника Земли. Сигнал с Луны доходил с большой задержкой. На экране не было непрерывного изображения, оно поступало слайдами с промежутками в 10–20 секунд. Пока поступала следующая картинка, луноход успевал пройти какое-то расстояние, и оператору надо было вовремя корректировать курс.

За время нахождения на поверхности спутника «Луноход-1» проехал более 10 километров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. «Луноход-2», доставленный спутником «Луна-21» 16 января 1973 года, вел по поверхности Луны Вячеслав Довгань. Не обошлось без сюрпризов. Оказалось, во время полета вышла из строя система навигации. В течение четырех месяцев машину вели в экстремальных условиях, ориентируясь по горизонту Луны. За это время «Луноход» преодолел рекордное расстояние в 37 километров, но его дальнейшей работе помешал перегрев аппаратуры.

Курянин Иван Стародубцев во время службы в космических войсках СССР сделал первую фотографию обратной стороны Луны, которую снял советский спутник, – об этом писали в газетах.

Кассету с орбиты доставили в воинскую часть, где служил сержант Стародубцев. В его распоряжении были бочки с проявителем и закрепителем. Фотографии были срочно отправлены в Москву. Довелось Ивану Семеновичу встречаться с 1-м секретарем ЦК КПСС, земляком Никитой Сергеевичем Хрущевым и легендой освоения космоса – конструктором Сергеем Павловичем Королевым.

Космические сайт и музеи

В 1998 году, когда многие куряне даже не знали, что такое интернет, во Всемирной сети появился сайт «Пилотируемая космонавтика в цифрах и фактах». Уникальный материал для этого ресурса собрал курянин Александр Аникеев. Сухая справочная информация, но до сих пор единственная в своем роде!

«На сайте ЦУПа даются сведения только о наших полетах. NASA пишет лишь об американцах. Странно, что никому не пришло в голову свести информацию воедино», – пояснял автор сайта.

В санатории «Марьино» под Рыльском многие космонавты после полетов проходили реабилитацию. А в Курской области в разное время было открыто целых два музея космонавтики.

Глобус лунной поверхности, который держал в руках космонавт №1 Юрий Гагарин, хранится в щигровской школе №2. В Звездном городке, откуда привезены практически все экспонаты необычного провинциального музея, хорошо знают о нем. Щигровец Константин Ветер долгое время тренировал космонавтов – у него и возникла идея создания экспозиции. В витринах – многочисленные портреты покорителей космоса с автографами, костюм Германа Титова, тюбики со «звездной» едой и замысловатый аппарат для приема жидкостей в невесомости. На самом видном месте – пожелтевший от времени глобус Луны. Когда-то по нему учился Юрий Гагарин.

Еще одна экспозиция, посвященная космосу, есть в Курске. Часть выставленных предметов привезена с космодрома Байконур. Например, миниатюрная модель ракеты из того же сплава, что и реальные космические корабли, снаряжение современных космонавтов и продукты, заменившие еду из тюбиков. Среди уникальных документов копия удостоверения Юрия Гагарина (оригинал он брал с собой в космический полет) и его медкарта, настольная лампа, стоявшая в гостиничном номере, где жил космонавт №1.

На открытие курского музея из Центра подготовки полетов приезжал космонавт первого «гагаринского» набора Борис Волынов. В музее успели побывать космонавты Сергей Трещёв и Федор Юрчихин, правнук Константина Циолковского Сергей Самбуров, презентовавший книгу знаменитого родственника и... билет на Марс.

Школьники изучают звезды

В курском центре технического творчества учащейся молодежи имеется свой «космический музей». Там выставлены модели техники, спроектированной ребятами. Например, летающая лаборатория, завод, предназначенный для добычи и переработки полезных ископаемых в космосе, или «космический дворник», собирающий полуторакилометровой сетью мусор в открытом космосе. Много лет в центре действует кружок «Юный астроном»: его ученики мечтают связать жизнь с космическими исследованиями. У кого-то детские мечты стали реальностью.

Наноспутники ЮЗГУ

В центре «Космонавтика и авиация», который является частью павильона «Космос» на ВДНХ, выставлялась экспозиция от ученых ЮЗГУ из Курска. Они создали собственную группировку наноспутников на орбите.

Это наноспутники, разработанные в стенах университета. Разработана уникальная технология стабилизации малых космических аппаратов в безвоздушном пространстве, передачи и обработки данных.

«Последние два спутника были выведены на орбиту в августе 2018-го в рамках эксперимента «Радиоскаф». Ближайший выход для запуска намечен на 2021 год», – пояснял год назад главный конструктор проекта Егор Шиленков.

В июле 2019-го на орбиту отправляли малый космический аппарат «Эквадор UTE» для изучения климатических условий, также разработанный в ЮЗГУ. По космическим программам Юго-Западный госуниверситет активно сотрудничает с учеными других стран, например, государств Латинской Америки.

Александр Горбунов стал одним из восьми кандидатов в отряд космонавтовАлександр Горбунов стал одним из восьми кандидатов в отряд космонавтов

Железногорец зачислен в отряд космонавтов

В декабре 2020 года уроженец Железногорска Курской области Александр Горбунов зачислен в отряд космонавтов. Впервые в списке появилось курское имя. В декабре Александр успешно сдал экзамены и получил квалификацию космонавта-испытателя.

В 2018 году Роскосмос объявил открытый конкурс. Попробовать пройти отбор мог любой желающий. Александр Горбунов обошел более 400 других претендентов и стал одним из восьми кандидатов в отряд космонавтов.

Два года длилась подготовка. Будущие космонавты научились пилотировать самолет и вертолет, изучи-ли системы космического корабля «Союз МС», российского сегмента Международной космической станции, прошли подготовку к проведению научных экспериментов на орбите и выходам в открытый космос, выдержали курс выживания в случае приземления на воду и в пустыне.

Ранее сообщалось, что новые члены отряда, возможно, станут первыми россиянами, которые отправятся к Луне.

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 15 (1382) от 13 апреля 2021 года

В Доме Советов объяснили рост цен на яйца и сахаркошелек

В Доме Советов объяснили рост цен на яйца и сахар

Отопительный сезон завершится на выходныхвесеннее

Отопительный сезон завершится на выходных

Декада подписки на «Друг для друга» и традиционная акция с призамипора на почту!

Декада подписки на «Друг для друга» и традиционная акция с призами

На ремонт санатория «Марьино» выделят 6 миллиардовоб этом говорят

На ремонт санатория «Марьино» выделят 6 миллиардов

Дачные перевозки стартуют 16 апреляк фазендам!

Дачные перевозки стартуют 16 апреля

Эльзе Кожановой присвоено звание «Народный учитель России»по заслугам

Эльзе Кожановой присвоено звание «Народный учитель России»

Коронавирус в Курской области. Главное за неделюcovid-19

Коронавирус в Курской области. Главное за неделю

В Фатежском районе из колодца спасли двух застрявших бобровживой мир

В Фатежском районе из колодца спасли двух застрявших бобров

У курских эсеров сменился лидер после скандала с хищением 100 миллионовгромкая история

У курских эсеров сменился лидер после скандала с хищением 100 миллионов

Курская школьница стала призером телеигры «Умницы и умники»знай наших!

Курская школьница стала призером телеигры «Умницы и умники»

Во Льгове выбрали нового мэрамуниципальное

Во Льгове выбрали нового мэра

«В «Новой звезде» участвую ради папы и мамы». Курскую область в телеконкурсе представит Василина Ивановакруто ты попал на тв!

В Курске на концерте оркестра Владимира Спивакова звучали выстрелыкакие люди!

В Курске на концерте оркестра Владимира Спивакова звучали выстрелы

Портреты Свиридова и Плевицкой поместили на игральные картыкультура

Портреты Свиридова и Плевицкой поместили на игральные карты

Актер курского драмтеатра Александр Швачунов: «Иногда думаю, может, в таксисты пойти?»прямая речь

В Рыльске закрыли медколледж из-за опасности обрушениячп

В Рыльске закрыли медколледж из-за опасности обрушения

Преступления военных и полицейских в дореволюционном Курскекриминальная история

Преступления военных и полицейских в дореволюционном Курске

Горящая машина въехала в здание на улице Ватутинабеспредел

Горящая машина въехала в здание на улице Ватутина

В Дмитриевском районе стена дома рухнула на подростковчп

В Дмитриевском районе стена дома рухнула на подростков

Учительницу обвиняют в совращении школьниковшок!

Учительницу обвиняют в совращении школьников

Мужчина с ножом нападал на прохожих в центре Курскадичь!

Мужчина с ножом нападал на прохожих в центре Курска

Хотел отравить грызунов, а погибла женапроисшествия

Хотел отравить грызунов, а погибла жена

Курянин пытался поджечь полицейскихпроисшествия

Курянин пытался поджечь полицейских

Старик осужден за домогательства к 9-летней девочкепроисшествия

Старик осужден за домогательства к 9-летней девочке

Из ревности убил соперника в лесу на Волокнопроисшествия

Из ревности убил соперника в лесу на Волокно

Садист изрезал лицо курянину осколком бутылкипроисшествия

Садист изрезал лицо курянину осколком бутылки

«Динамо» в финале сразится с УГМКбольшой баскетбол

«Динамо» в финале сразится с УГМК

«Авангард» обыграл «Знамя» и уступил «инопланетянам»бейся, «сине-белый»!

«Авангард» обыграл «Знамя» и уступил «инопланетянам»

Волейболистки «ЮЗГУ-Атом» взяли бронзу высшей лигимяч над сеткой

Волейболистки «ЮЗГУ-Атом» взяли бронзу высшей лиги

Победы курских рапир на первенстве мирадрагоценные клинки

Победы курских рапир на первенстве мира

Курский каратист стал лучшим в Россиизнай наших!

Курский каратист стал лучшим в России

Легкоатлеты отличились на трассе «Формулы-1» в Сочиочередной успех

Легкоатлеты отличились на трассе «Формулы-1» в Сочи

актуально

Могут ли на АЗС запретить пользоваться туалетом, если не покупаешь бензин?

Управляющий Экспобанка в Черноземье о надежном способе защититься от инфляциифинансы  •  реклама

Управляющий Экспобанка в Черноземье о надежном способе защититься от инфляции

Что входит в услугу «содержание жилого помещения»ликбез жкх

Что входит в услугу «содержание жилого помещения»

О членских взносах в СНТюридическая консультация

О членских взносах в СНТ

Налоговый вычет за занятия спортомкошелек

Налоговый вычет за занятия спортом

Ответственность за преступления экстремистской направленностивопрос прокурору

Ответственность за преступления экстремистской направленности

О ношении георгиевской ленточкив законе

О ношении георгиевской ленточки

Что делать, если угнали машинусобственность

Что делать, если угнали машину

Первый полет в космос: 8 неизвестных фактовпоехали!

Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов

В балтийском янтаре нашли неизвестные антибиотикинаука

В балтийском янтаре нашли неизвестные антибиотики

Ученые рассказали о древних животных, которые дышали ногамиэволюция

Ученые рассказали о древних животных, которые дышали ногами

День открытых дверей в «Академии Слуха»!не пропустите!  •  реклама

День открытых дверей в «Академии Слуха»!

Как сохранить зрение на долгие годысоветы врача