Как отличить настоящий кофе
Кофе Без него многие из нас не мыслят утренних сборов, деловых встреч днем и романтических свиданий вечером. Но хотя кофе в России известен еще с начала XVIII века благодаря Петру I, пристрастившемуся к нему на амстердамских верфях и силой понуждавшему участников своих «ассамблей» вкушать заморское питье, понадобилось почти сто лет, чтобы приучить россиян к этому напитку.
Сегодня аналитики, еще недавно называвшие кофейный рынок одним из наиболее перспективных в России, отмечают снижение потребительского спроса. Связывают это как с экономическими причинами – рост инфляции, снижение платежеспособности населения, так и с повышенным вниманием немалой части россиян к своему здоровью. Примерно четверть потребителей растворимого кофе предпочитает напиток без кофеина, считая его абсолютно безопасным.
На самом деле, убеждение это – о безопасности – готовы оспорить многие исследователи. Ведь, чтобы освободить кофе от кофеина, его обрабатывают перегретым паром, а потом с помощью различных химических растворителей извлекают из него кофеин. Остатки этих растворителей, собственно, и остаются в кофе. Несмотря на снижение спроса, эксперты отмечают постепенное становление в России так называемой кофейной культуры.
Потребителей они делят на 4 условные группы. В начале списка – гурманы, ценящие в кофе его вкус, способные различить не только сорт кофе, но и страну его произрастания, способ обжарки, марку. За гурманами следуют любители кофейного ритуала, для которых важен процесс приготовления напитка. Именно они становятся завсегдатаями кофеен или предпочитают варить кофе в домашних условиях, но со строжайшим соблюдением всех нюансов технологии. Следующая группа – зависимые от кофеина. Привыкание и зависимость – медицинский, между прочим, факт. Ну и, наконец, четвертая группа – безразличные. Те, кто пьет кофе просто потому, что его «пьют все», либо за неимением другого напитка, либо за компанию.
Для первых двух групп потребление растворимого кофе просто немыслимо – только зерно! Остальные относятся к растворимому кофе более чем лояльно. Зависимые предпочтут его по той простой причине, что в растворимом больше кофеина (около 5%, в сваренном из молотого от 1 до 3%). А равнодушным, по большому счету, все равно что пить. В общем же и целом, растворимый среди россиян пользуется огромнейшим спросом: его пьют более 90% соотечественников.
Технология производства этого самого порошка сложна, многоэтапна. Из центнера кофейных ягод получается всего лишь двадцать килограммов чистых зерен. После обжарки зерна измельчают и варят часа три-четыре, пока все растворимые вещества не перейдут в жидкость. Получившийся экстракт охлаждают, фильтруют и дополнительно концентрируют выпариванием. Вместе с паром улетучивается часть ароматических соединений.
Их каким-то премудрым способом улавливают, собирают в специальные емкости, чтобы потом, на последнем этапе производства, обогатить кофе. Концентрированный кофейный экстракт высушивают одним из двух существующих способов – распылительной сушкой при высоких температурах (получится порошкообразный кофе) или под вакуумом (получается кофе в гранулах). Последний способ сложнее и дороже, зато кофе вкуснее, поскольку вакуумная технология сохраняет вкус и запах свежеобжаренных зерен.
По весьма скромным подсчетам экспертов, на прилавки самыми разными «партизанскими тропами» прорывается 5–7% подделок. Самая распространенная хитрость недобросовестного производителя – добавка измельченного зерна – ячменя или овса. Кто-то не гнушается подбросить в кофе желуди, тоже измельченные до пыли. А вот указать в «выходных данных» товара, что это кофейный напиток, а не натуральный кофе, забывают. Распространенный способ разоблачения подделки: к раствору кофе добавить несколько капель йода, если жидкость окрасится в синий цвет фальсификат налицо. Но деньги потрачены, предъявить претензии некому...
Елена МЯГКОВА, fark.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 28 (666) от 10 июля 2007 года
Курская фирма «Лотос»: настойка, водка и коньяк – для праздника и просто так!