Ребенок и деньги
О том, как научить ребенка правильно относиться к деньгам, многие родители задумываются лишь когда их чадо заканчивает школу. Между тем, психологи убеждены, что отношения ребенка с деньгами начинают строиться значительно раньше. Как же избежать ошибок и что именно нужно говорить детям?
Во многих западных странах в последние годы стала заметна интересная тенденция. Подростки, ставшие студентами и начавшие независимую от родителей жизнь, все чаще крайне неразумно тратят деньги. Исследование, проведенное компанией Nellie Mae, предоставляющей кредиты студентам, показало, что учащиеся колледжей и университетов имеют почти в три раза больше кредитных карточек (они позволяют тратить определенное количество денег, выделяемых банком), чем взрослые, и почти в два раза большие суммы долга по этим карточкам.
Что же советуют по этому поводу специалисты? Какие рекомендации они дают родителям? Увы, часто эти советы несколько противоречат друг другу, однако во многом и пересекаются. Их объединяют несколько фундаментальных постулатов: ребенка следует обучать пользоваться деньгами, с ребенком надо сотрудничать и с ребенком всегда следует быть честным.
Специалисты из Американского Института финансового образования потребителей предлагают следующие рекомендации родителям, которые стремятся обучить детей разумно пользоваться деньгами.
Дети в возрасте до 8 лет
1. Распределите обязанности в семье. Даже четырехлетний ребенок способен убрать свои игрушки. Создайте перечень обязанностей, которые могут выполнять дети, чтобы получить в награду немного денег. Заведите копилку, куда ребенок будет складывать заработанные средства.
2. Не покупайте игрушки по требованию ребенка. Научите его думать о предстоящих праздниках и дне рождения, на которые он обязательно получит подарок.
3. Научите ребенка понимать взаимосвязанность действий и последствий. Чтобы получить что-то, надо нести ответственность за что-то.
Дети 8–12 лет
1. Разрешайте ребенку помогать вам в принятии решений. Например, берите его с собой в продовольственный магазин и советуйтесь, что купить к обеду.
2. Лучший путь научить ребенка беречь деньги, показать, что деньги необходимо зарабатывать. Подарки не должны делаться постоянно.
3. Не платите детям за то, что они выполняют свои обычные обязанности, например, за «хорошее поведение».
Дети 13 лет и старше
1. Будьте постоянны. Все члены семьи должны постоянно выполнять свои обязанности. Ничто не может помешать ребенку сделать домашнее задание или вымыть посуду за собой.
2. Помогите ребенку понять, что наиболее важны интересы всей семьи, а не его личные пристрастия.
Психологи из Университета Северной Дакоты предлагают следующие рекомендации родителям.
Дети постоянно учатся использовать деньги. От этого умения зависит не только их будущее благосостояние, но и их жизнь и восприятие жизни.
Дети не рождаются с «чувством денег» – родители должны помочь им в этом.
Главные задачи родителей:
– Ребенок должен понять разницу между понятиями «хочу» и «могу».
– Ребенок должен понять, что любые ресурсы, в том числе и деньги, ограничены.
– Ребенок должен понять, что планирование позволяет сберечь деньги.
– Ребенок должен понять, что он является важной частью семьи и другие члены семьи рассчитывают на него.
Большую часть знаний в этой сфере ребенок получает, наблюдая за ежедневной деятельностью своих родителей и других взрослых. Чтобы добиться результатов, родители должны:
– Советовать и помогать, а не командовать и диктовать детям, как возможно сохранить и потратить деньги.
– Никогда не платить деньги и не «штрафовать» за такие вещи, как хорошее или плохое поведение, или обычные семейные обязанности. Рутинная работа по уборке, наведению порядка и пр. является обязанностью всех членов семьи.
– Организовывать постоянные семейные советы с участием детей, на которых обсуждать и денежные вопросы, например, планировать крупные покупки.
– Демонстрировать детям, как взрослые выстраивают семейный бюджет.
А вот Шэрон Дэйнс, профессор Университета Миннесотты предлагает следующие советы родителям о том, как решить эту проблему.
Дошкольники
– Сохранение и трата денег. Поиграйте с ребенком в магазин, используя игрушечные деньги.
– Деньги – это средство получить то, что хочется. Вместе с ребенком возьмите напрокат что-то, что необходимо вернуть (например, видеокассету с мультфильмом).
– В этом возрасте дети считают, что все деньги одинаковы. Покажите ребенку разницу между монетками и купюрами различного достоинства.
– Ребенок пытается копировать взрослых. Читайте ему книжки, в которых описываются операции с деньгами.
– Дети не видят разницы между фантазией и реальностью. Покажите ребенку, что телереклама не является полной правдой.
Младшие школьники
– В этом возрасте дети могут взять с прилавка магазина что-то, что им понравилось. Чтобы избежать этого, показывайте, что все стоит денег, объясняйте важность кассового чека.
– Ребенок должен научиться понимать различие между реальной стоимостью товара или услуги и количеством денег, которые могут на их приобретение потратить он или его родители.
Подростки
– Подросток может быть не удовлетворен количеством денег, которые ему выдают родители. Объясняйте ему, сколько вы зарабатываете и на что расходуете деньги.
– Подростка необходимо обучить устанавливать долговременные цели и продумывать пути их достижения.
– Подросток жаждет независимости, но находится в полной финансовой зависимости от родителей. Помогите ему найти работу, которую он сможет выполнять в свободное от учебы время. Обсудите ее плюсы и минусы. Помогите спланировать, как он потратит заработанные деньги.
– Подросток может тратить много денег на свою социальную жизнь в школе. Попросите его помочь спланировать общесемейный отпуск.
– Подросток больше ориентируется на мнение сверстников, чем на мнение родителей. Обязательно делайте так, чтобы он участвовал в семейных советах.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 28 (666) от 10 июля 2007 года
Курская фирма «Лотос»: настойка, водка и коньяк – для праздника и просто так!