В ФИЛЬМЕ «ВОЙНА И МИР» СНИМАЛИСЬ ШЕСТЬСОТ КУРЯН
Многим 17–18-летним подросткам два года в армии представляются сплошным кошмаром. А вот курянин Юлий Хизев вспоминает, что его служба прошла как в кино. И это не метафора. Во время срочной службы солдат снимался в знаменитом фильме Сергея Бондарчука «Война и мир».
Актеры падали в обморок
Юлий Хизев попал в «Войну и мир» «по призыву». В армию его забрали не традиционно весной или осенью, а в разгар лета. Шестьсот курских ребят тут же направили в Смоленскую область, где снимался один из ключевых моментов фильма – Бородинское сражение. Каждый день после завтрака новобранцы приходили на поле, которое облюбовал режиссер, переодевались в форму начала 19-го века, и начинались съемки.
Длились они до вечера. Некоторые, не выдерживая жары и палящего солнца, падали в обморок прямо перед камерой. «Вначале были репетиции, потом сами дубли, – вспоминает Юлий Павлович. – Чтобы снять большую батальную сцену, их приходилось делать по двадцать раз». Форму после съемок у солдат забирали, утром снова раздавали. Но иногда оставляли на ночь: стирать ее приходилось самим «актерам». Кстати, ни за работу «прачек», ни за игру в массовке, солдатам не платили: где это видано, чтобы срочник в армии зарабатывал? Местные жители не были так бескорыстны: статистам из окрестных деревень платили от трех до восьми рублей в день. Игра актеров, по словам курянина, оценивалась в десять «целковых». Солдаты же везли домой лишь впечатления и небольшие сувениры. Юлий Павлович, например, до сих пор хранит две пуговицы. Одну он срезал с французского камзола, вторую – с драгунской формы. К концу съемок реквизиторы были уже не слишком строги и прощали солдатам такие мелочи.
Из чего делают кровь
По идее, любая красная жидкость издалека сойдет за кровь. На студенческих вечеринках, когда в голову приходит «гениальная» мысль кого-то напугать, используют кетчуп. В курском драмтеатре актеров обливали вишневым сиропом. В большинстве телефильмов используют специально приготовленный химический состав. Создатели «Войны и мира» стремились к реальности даже в деталях. Потому красная жидкость на раненых солдатах – самая настоящая кровь. Не человеческая, конечно, – куриная. Хизев вспоминает, как ему пришлось несколько часов пролежать на солнцепеке, изображая убитого русского солдата. «Кровь на лице засохла, – жалуется он, – и очень стягивала кожу».
На декорации создатели тоже не скупились. Знаменитый дуб Андрея Болконского привезли из Москвы. Рядом с «Бородинским» полем построили деревню, точно воспроизводящую поселение 19-го века. По сценарию, там должны были снимать пожар. Деревню подожгли, но первый дубль не получился. Селение отреставрировали и потом поджигали еще несколько раз.
Юлий Павлович разложил перед нами фотографии со съемочной площадки. Вот Людмила Савельева в костюме Наташи Ростовой спускается с лошади. По слухам, бродившим среди солдат, Бондарчук ухаживал за ней и даже собирался разводиться с женой (которая, играла в фильме Элен, первую жену Пьера Безухова). На другом снимке раненого Болконского (Тихонова) увозят с поля боя. Юлий Хизев оказался практически единственным, кому разрешили фотографировать во время съемок. Сергей Бондарчук, первый раз увидев солдатика с фотоаппаратом, приказал отнять камеру. Но потом примирился с курским «папарацци».
Ирина ТРЕТЬЯКОВА