115 лет назад: изобретение братьев Люмьер в Курске
115 лет назад в Курске состоялся первый киносеанс. Произошло это всего через полтора года после того, как французы-братья Люмьер впервые продемонстрировали в Париже свое изобретение – синематограф.
16 мая 1897 года газета «Курские губернские ведомости» сообщила «о больших представлениях аппарата братьев Люмьер в помещении театра». Тогда здание, где сейчас размещается киноцентр имени Щепкина, было просто городским театром. Имя знаменитого курского актера, который сам, кстати, на этих подмостках никогда не выступал, присвоили театру лишь в начале XX века.
Афиш первого киносеанса не сохранилось, потому узнать, что именно смотрели куряне, невозможно. «Скорее всего, это был «стандартный набор»: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Выход рабочих с фабрики», комедия «Политый поливальщик», – предполагает директор «Курскоблкиновидеофонда» Сергей Малютин.
Черно-белое, немое кино производило на неподготовленного зрителя неизгладимое впечатление. Рассказы о людях, которые при просмотре «прибытия поезда» в панике покидали места, боясь, что их задавит сошедший с экрана локомотив, сильно приукрашены, но по сути верны. «Вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд. Он мчится стрелой по железной дороге прямо на вас – берегитесь! Кажется, вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи», – описывал свои впечатления от просмотра Максим Горький. «Картины привозили европейские прокатчики, – продолжает Малютин. – В России этот бизнес начался чуть позже».
Сами братья Люмьер продавали не киноаппараты, а сеансы. Причем так боялись, что их идеи могут украсть, что киномеханики не расставались с аппаратами, даже когда спали. Для привлечения публики использовали разные рекламные трюки. Например, за несколько дней до показа в людных местах демонстративно снимали жителей города. Участники уличных съемок спешили на сеанс, надеясь увидеть себя на экране и не подозревая, что в аппаратах не было пленки. Но во многих городах производились и видовые съемки, которые тут же и показывали.
Сами братья были уверены, что мода на синематограф скоро пройдет. «Мы предлагаем вам занятие без всякого будущего – как профессия ярмарочного балаганщика. Вы будете заняты шесть месяцев или год, а может, и того меньше...» – предупреждали они одного из операторов, нанимая на работу. Потому и торопились показать свое изобретение везде, где это сулило прибыль.
В Курске через день после премьеры состоялись еще два представления: днем для детей и вечером для взрослых. «Радость детей, их изумление и восторг были неописуемы, – сообщала пресса. – Оно понятно. Сценическая иллюзия на сеансах синематографа полная. Не только дети, но и взрослые видели перед собой точно живые фигуры – так превосходно функционирует это изобретение конца нашего века. Все посетившие представление вечером не находят слов для похвалы всего виденного, говоря, что получили истинное эстетическое наслаждение».
Через несколько лет в Курске появились первые кинотеатры (они именовались электротеатрами): «Иллюзион», «Мираж», «БИО», «Гигант». Об их популярности можно судить по одному факту: в 1917 году в городе не хватало топлива, снизилась выработка электроэнергии, к ночи город погружался в глубокую тьму, и лишь фасады кинематографов сияли яркими призывными огнями. Театр имени Щепкина был переоборудован под кинозал только в 1927 году.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 20 (918) от 15 мая 2012 года
Александр Михайлов: «Умных кандидатов мало, а чудаков, способных выиграть выборы, пруд пруди»
4-летний малыш, убежав из дома, за ночь прошел 16 километров
Автопробег «Победа на Курской дуге»: 400 километров на Peugeot
Как стать в Курске одним из первых владельцев LADA Largus от «Курск-Лада»
Спасибо за мир, в котором мы живём! Коллектив Пробизнесбанка поздравил ветеранов с праздником
Курское представительство юридической сети «ПРИЗЫВНИК»: Наши клиенты в армии не служат