Сдача «автохлама»: первые уроки
Стартовавшая 8 марта по всей России программа по утилизации старых автомобилей«буксует» с самого первого дня. Казалось бы, ничего«смертельного» – даже самые перспективные проекты поначалу дают сбои. Только не в этот раз. Те, кто честно хотел обменять свою старую колымагу и получить скидку на новый автомобиль, считают: государство опять обманывает.
«Автохлам» по-русски
Первое, что расстраивает потенциальных участников программы – это полное отсутствие информации:«пойди туда, не знаю, куда, и сделай то, не знаю, что». Правительство подготовило постановления, определило сроки проведения (с 8 марта по 1 ноября) и приблизительный механизм утилизации авто. Но все точные подробности – начиная от состояния«автохлама» и заканчивая способом его переоформления – выясняются по ходу дела.
Цель правительственной программы была проста – убрать из дворов неэстетичную рухлядь и потенциальную опасность с дорог. Не успел народ обрадоваться, выясняется, что«автохлам» должен быть полнокомплектным – руль, коробка передач, колеса. Этому тоже нашлось логичное объяснение: пусть машина и не на ходу, но на эвакуатор надо как-то втащить!
Спустя неделю работы программы с полнокомплектностью пришлось определиться точнее. Так,«автохлам» должен иметь: кузов или раму, двигатель, коробку передач, трансмиссию, органы управления, колеса, аккумуляторную батарею, панель приборов, штатное электрооборудование, сиденья. А также детали, содержащие экологически опасные материалы, то есть различные эксплуатационные жидкости, фильтры, баки для жидкого топлива, сжатого газа и эксплуатационных жидкостей, подушки безопасности и иные устройства, оборудованные пиропатронами, узлы и детали системы выпуска выхлопных газов, в том числе каталитические нейтрализаторы. Другими словами: те брошенные колымаги, с которых за долгие годы стояния сняли все«лишнее», под действие программы точно не попадают!
У многих стали закрадываться сомнения. Для чего нужны именно«целые» машины? В других странах«автохлам» принимают в любом виде. Все больше россиян склонны поверить:«утилизаторы» превратятся в«разборки», т. е. места разбора старых или аварийных автомобилей. То, что бизнес это выгодный, понятно даже ребенку. На разборке можно купить любую запчасть для«Запорожца» или«Мерседеса» в 5-10 раз дешевле. Или того хуже: на дорогах появятся машины-«пазлы». Например, из 3-5 плохоньких собрали одну новенькую С нашей-то коррупцией поставить на учет можно хоть верблюда.
8 марта владельцы полнокомплектных отечественных и иностранных машин, весом до 3,5 тонны и сошедших с конвейера ранее 1999 года, отправились к выбранным дилерам. Кто смог – свом ходом, остальные – из собственного кармана оплачивали доставку«старушки» на эвакуаторе. Хорошо, если живешь в городе, а если – в районе? Ранее сообщалось, что уже в автосалоне специалисты должны оформить доверенность на утилизацию и договор о снятии авто с учета, а автовладелец – заплатить 3 тысячи за саму процедуру утилизации и забрать новенькую машину. Не тут-то было!
Позвони мне, позвони!
Списки автодилеров и фирм-утилизаторов были сформированы еще в феврале. Однако на сайте Минпромторга – ему надо верить прежде всего – они меняются каждый день. По последним данным, зарегистрировано 1187 автодилеров по всей стране. В Курской области в программе пока участвуют 9 компаний. Из них 6 продают иномарки –«Nissan»,«Toyota»,«Renault»,«Ford»,«Volkswagen»,«Skoda», а три – реализуют продукцию отечественного автопрома – Lada, ГАЗ, УАЗ.
А вот с фирмами-утилизаторами совсем непонятно. Их на порядок меньше, чем дилеров. Туда старые машины повезут«кучками» из других городов именно представители автосалонов. У одного из дилеров российских автомобилей в Курске заключен договор с московским утилизатором. Но когда первые автовозы двинутся в сторону столицы, сказать там не могут. Хотя около 20 единиц«авторухляди» уже ждут своей участи на заднем дворе.
– Нам повезло: лишь одна модель автомобиля нашей марки собирается в России, – поделились в представительстве одного из дилеров в Курске. – Ее и включили в список Минпромторга. Машина дорогая – под миллион. За прошедшую неделю заходили 5 дедушек, просто узнать, что из списка этой программы у нас продается. Когда мы говорим:«Вот этот внедорожник», люди разворачиваются и уходят. Нам в каком-то смысле легче Потому что, как обменять его на старую«пятерку», мы не знаем!
У большинства дилеров в Курске нет пока не только договоров с утилизаторами, но и мало-мальских инструкций. Единственное, чем они могут помочь – взять ваш номер телефона и позвонить в случае прояснения ситуации. В нескольких регионах дилеры попытались начать работу по программе. Но не смогли воспользоваться сайтом Минпромторга, где каждую сдаваемую машину необходимо внести в базу и присвоить ей номер. Очередной сбой Зато на официальном сайте одного из производителей есть гордая запись:«Более 140 наших специалистов работают во всех дилерских центрах, которые участвуют в госпрограмме утилизации. Эти люди прошли специальное обучение и обеспечивают на местах процесс приемки старых автомобилей и продажи новых».
Каков процесс снятия с учета? Автосалон будет возить на другой конец города каждую машину? Дилеры надеются заключить договор с ГИБДД, чтобы ее сотрудник снимал автомобили с учета прямо на месте.
Сложившаяся неразбериха уже сыграла на руку мошенникам. В Ачинске (Красноярский край)«предприимчивый» гражданин арендовал стоянку и дал объявление в газете, будто его фирма действует в рамках госпрограммы. 120 местных жителей бесплатно сдали ему свои машины, деньги аферист обещал вручить позднее. Он продавал автомобили за 10-30 тысяч, заработав миллион. В Питере мошенники оказались«гуманистами». На остановках расклеены объявления с предложением купить единицу«автохлама» за 20000«живых» рублей. Затем машины оформляют в собственность задним числом и сдают по госпрограмме за 50 тысяч.
Шило – на мыло?
В список автомобилей, на которые можно получить скидку в 50 тысяч рублей, вошли 66 моделей. Из них 17 – производит«АвтоВАЗ», 7 –«ГАЗ», 3 модели –«ИжАвто», 10 моделей –«УАЗ», 6 –«ТагАз», 4 модели«Соллерс-Дальний Восток», 2 модели«Соллерс-Набережные Челны». Кроме«детищ» российского автопрома, по новой программе можно будет приобрести и иномарки, собираемые в России:«Nissan Teana»,«Nissan X-trail»,«Toyota Camry»,«Volkswagen Tiguan»,«Isuzu NLR85»,«Chevrolet Niva»,«Chevrolet Captiva»,«Chevrolet Cruze»,«Opel Antara»,«Opel Astra»,«Fiat Ducato»,«Ford Focus,«Ford Mondeo»,«Renault Sandero»,«Skoda Fabia»,«Skoda Octavia».
Для чего в списке дорогущие машины? Основная часть владельцев«автохлама» – пенсионеры. На свои скромные доходы дедушки и бабушки вряд ли станут приобретать автомобили класса«люкс». Переоформление сегодня уже не несет смысла, так как для участия в программе нужно владеть«автохламом» более года. Подарить скидку детям или внукам тоже нельзя. А для тех, кто может себе позволить дорогую иномарку, любой автосалон и так сделает скидку! Да«покруче» 50 тысяч.
Первая неделя подачи заявок и записи телефонных номеров клиентов показала, какие авто«уйдут» по программе. Из списка иномарок – это 2 бюджетных модели«Renault» и«Ford Focus». В числе явных лидеров –«шедевры» отечественного автомобилестроения. Почему?«Машины топором рублены, их кувалдой и починишь!» – смеются отец с сыном, пришедшие за новой LADA Kalina. Также рассудили многие куряне. Только за первую неделю работы программы в очередь за«ВАЗами» в нашем городе встали 1500 желающих!
– Такого ажиотажа откровенно не ждали – это перебор! – говорит Анна Табольская, заместитель гендиректора дилерского представительства«АвтоВАЗа». – Наша задача – предоставить людям что-то взамен. Машины к нам поступают небольшими партиями, так что заявок хватит на полгода, а то и больше.
Впрочем,«АвтоВАЗ» подготовил к старту программы специальную акцию: покупатель, предоставив дилеру сертификат об утилизации старой машины, сможет купить автомобиль LADA-2105 в любой комплектации за 99 тысяч рублей, а любую модель семейства LADA Kalina в комплектации«стандарт» – за 199 тысяч. Но тоже есть уйма подводных камней.
«Модель мечты» лучше было выбрать заранее, так как срок действия сертификата на утилизацию и, соответственно, дилерской скидки – 2 недели! Поэтому сдать старые«колеса» и заказать новые нужно без проволочек. Шквал народного гнева не знает границ: люди вынуждены выбирать из того, что есть в наличии. Вы счастливчик, если в выбранном дилерском центре вам предлагают авто 2010 года выпуска.
– У нас по этой программе можно купить только машины 2008 года, – признались в одном из автосалонов. – Машинки новые, без пробега, но давно стоят. И так бы скидочку на них предоставили. Но раз в законе не оговаривается, почему не продать их по этой программе?
Правительство не пыталось скрыть, что акция проводится в поддержку российского автопрома. Но обещали же новые машины! Авто по 99 и 199 тысяч, разумеется, хватит не всем. Остальных цены вряд ли порадуют. По слухам, за несколько дней до старта правительственной программы стоимость ВАЗовской продукции в некоторых автосалонах РФ«чудным» образом взлетела на 30-50 тысяч. За счет так называемого дополнительного оборудования, реализуемого с большой наценкой. Видимо, чтобы никому не было обидно. На что в таком случае пойдут деньги, заложенные государством на возмещение дилерам затрат? Минпромторг попытался реабилитироваться, представив на своем Интернет-сайте рекомендуемые цены на модели«АвтоВАЗА». Курские дилеры уверяют, что их машины можно приобрести именно по указанным ценам – ни рублем больше!
Однако наличных 99 тысяч у многих нет. Казалось бы, должен спасти кредит. Но, во-первых, некоторые дилеры отказываются работать по этой программе с кредитами – требуют«наличку». Во-вторых, именно банковская ссуда может увеличить сумму на 20-50 тысяч без учета процентов. Все потому, что, выдавая автокредит, банки обязуют заемщика страховать машину по КАСКО (необязательное страхование). Попутно возник вопрос: нельзя ли использовать 50 тысяч как первоначальный взнос, а машину купить по той цене, которую поставил автосалон? К сожалению, тоже нет.
Анна Газазян
Вверх▲
Отзывы читателей (8)
Написать отзыв▼
Александр
19 марта 2010, 15:02город: Н НовгородРОССИЯ-МАТУШКА
Сергей
19 марта 2010, 23:20город: КурскОчередной обман простых людей...
Сергей
20 марта 2010, 08:58
Игорь
20 марта 2010, 12:29
Олег
22 марта 2010, 01:42весело
Автолюбитель
22 марта 2010, 22:08город: КурскМой отец стоит на очереди на НИВУ, его номер 1971 и тишина.....сказали, что позвонят
Юра
22 марта 2010, 22:55e-mail: lostemoangelok@mail.ru, город: Курск Умом Россию не понять!!!
Очередной развод народа хотели как лучше, а вышло как обычно через ж...у!!!
Долго сидел я и думал под сакурой милой
Долго я спрашивал ветер прилетающий с гор
В чём разница меж людьми и жильцами свинарников тесных?
И выпив три литра саке я понял — ни в чём!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 11 (805) от 16 марта 2010 года
Обладминистрация отправлена в отставку. Вопросы губернатору Михайлову
«Спутник-Комплект»: цифровое ТВ в каждый дом Курска и Курской области!
Ваш верный друг АЛМАГ: знаменитый аппарат Елатомского приборного завода — в Курске!
Невозможное – возможно: в психологическом центре "Доктор Борменталь" знают всё о похудении!
Специалисты центра снижения веса "Славянская клиника" отвечают на вопросы курян