Владимир Пучков: «Курск нуждается в цивилизованной торговле»
За последние три года товарооборот в нашей области вырос почти в два раза. О чем это говорит? Как считают специалисты, о том, что благосостояние курян меняется в лучшую сторону, да и сама торговля приобретает цивилизованный вид. Поскольку вряд ли кто-нибудь в нашей губернии знает об этой сфере больше, чем председатель областного комитета торговли Владимир Пучков, с ним и побеседовал наш корреспондент.
«Треть продавцов – непрофессионалы»
– Владимир Сергеевич, за счет чего растет товарооборот?
– Чтобы понять это, нужно просто выйти на улицу. Посмотрите, сколько появилось новых торговых точек. Один из факторов увеличения продаж – магазины самообслуживания, где, как правило, отсутствуют очереди. Да их и быть не может, поскольку в некоторых супермаркетах установлено до 15 расчетно-кассовых узлов, это повышает пропускную способность. И обслуживание изменилось: за прилавком стоят девушки, которых набирают по конкурсу, учат работать с покупателями. Рост торговли в нашем регионе отмечают коллеги из Крыма, Молдовы, Москвы, Сумской области, Харькова, Белоруссии. По официальным данным, рост товарооборота по итогам прошлого года составил 111%. Это – лучший показатель среди регионов Центрального Федерального округа России.
– Неужели нет никаких проблем?
– Да нет, беда есть. Треть продавцов – не специалисты торговли. В эту отрасль люди идут после закрытия предприятий, есть среди них и бывшие учителя, и бывшие строители. Они идут в продавцы, поскольку им кажется, что здесь труд простой. Но это далеко не так. Нужно уметь общаться с людьми. Ведь кадры – элемент имиджа предприятия. К тому же время предъявляет новые требования: продавцы должны знать свойства товара, уметь его хранить, не говоря о том, что нужно уметь считать деньги.
– Много у нас предприятий торговли, выполняющих все эти требования?
– В области около пяти тысяч различных торговых точек (магазины, павильоны). Примерно тысяча – предприятия современного типа. Примечательно, что стали появляться они и в райцентрах, особенно это заметно в Курчатове, Железногорске.
«Нужно исключать посредников»
– Чего не хватает области в сфере торговли? Неужели маленькие магазины, павильоны – это как раз то, что нужно городу?
– Напротив, это – вчерашний день. Сейчас у нас появилась задумка построить мощный торговый комплекс. Как вариант рассматривается территория бывшей ВДНХ. Сегодня там разруха, покосившиеся здания, минимум покупателей. Пора приводить все это хозяйство в порядок. По предварительным разработкам там разместится оптовый продовольственный рынок, гипермаркет и большой магазин непродовольственных товаров (строительные материалы, ковры, посуда, одежда, обувь, бытовая техника). Если подробнее, гипермаркет – это магазин для розничных покупателей, только с большим ассортиментом и низкими ценами. Как супермаркет «Линия» на улице Димитрова, только в несколько раз больше. То же касается магазина строительных и промышленных товаров. А оптовый продовольственный рынок станет выполнять сразу несколько функций. Сейчас у нас сотни мелких оптовиков, закупающих товар через посредников. Цепочка этих посредников довольно внушительна, что отражается на цене товара: она таким образом увеличивается на 60–70%. Первая цель оптового рынка – исключить хотя бы пару посредников. Вторая задача: гарантированный сбыт своей продукции для местных сельхозпроизводителей. Ведь конкурировать с западными товарами нашему производителю при отсутствии налаженной системы сбыта совершенно невозможно. Поэтому курские фермеры и предприятия нуждаются в поддержке Гипермаркет и оптовый продовольственный рынок решат эту проблему практически полностью.
К тому же это приток инвестиций. Если инвестор почувствует, что есть гарантированный сбыт, он пойдет к нам и будет создавать предприятия. Сейчас бизнесмены выбирают более-менее ликвидные предприятия: сахарные, спиртзаводы. Мы – аграрная область и наша задача правильно распорядиться сельхозпродукцией. Следующая задача – создание мини-производств. Поступает продукция, тут же перерабатывается, и в продажу поступают полуфабрикаты. Ну и, самое главное, создание рабочих мест. По предварительным оценкам, работу в этом торговом комплексе получат около полутора тысяч курян.
«Поддержим местного производителя»
– Подобная практика применяется в других областях?
– В стране таких центров единицы. Но это – будущее торговли. Если мы приступим к строительству такого комплекса, решим сразу массу вопросов: снизим цены, появятся гарантия производства и прозрачность налоговых поступлений в бюджет всех уровней.
– То есть продовольственный оптовый рынок не стоит воспринимать как привычный базар?
– Совершенно верно! Это не просто оптовый рынок, но и распределительный центр. Многие рыночники просто забудут, что такое поездки в Москву за товаром. Да и покупателям невыгодно станет ходить по торговым рядам некоторых рынков с точки зрения культуры обслуживания, цен Что касается внешнего вида, это будет огромное современное здание, площадью в несколько тысяч квадратных метров. Уверяю вас, это будет мощный социальный фактор в поддержку местного производителя.
– А что, в таком случае, ждет мелких оптовиков?
– Вы посмотрите, что творится на том же стихийном оптовом рынке по улице Сосновской! Ящики стоят в грязи, весы ржавые, перекосившиеся, мусор и гнилые овощи сбрасывают в реку Да и в других местах не лучше. А с появлением распределительного центра появится возможность перейти к цивилизованной торговле. Предпринимателям выгоднее будет сдать продукцию оптом для дальнейшей реализации.
– На ваш взгляд, кому будет по силам воплотить такой масштабный проект в жизнь?
– Мне кажется, что с этой задачей справится Корпорация «ГРИНН». Да, есть в Курске предприниматели, которые также строят новые магазины, супермаркеты, но центр торговли на месте ВДНХ – это совсем другой формат. Тем более, у «ГРИННа» есть потенциал, материальная база и опыт подобного строительства. Пример – гипермаркет «Линия» в Белгороде, который был построен в кратчайшие сроки. И стал новой страницей в истории белгородской торговли.
Ольга ХАРИТОНОВА