День в роли кондуктора
К кондукторам в общественном транспорте куряне относятся по-разному. Большинство пассажиров, естественно, с пониманием того, что люди выполняют свою работу. Но немало и таких, кто пытается проехать «зайцем» – без билета или по липовому удостоверению. Или просто «побузить» в салоне, скинуть накопившуюся за день отрицательную энергию на ни в чем не повинного «билетера». Чтобы полностью прочувствовать специфику работы кондуктора, я отправилась в трамвайно-троллейбусное депо.
Пассажиров различают по маршрутам
Вопрос моего «кондукторства» решен, начинается инструктаж: на стол ставят объемный короб, наполненный удостоверениями. Это поддельные и просроченные документы, изъятые всего лишь за несколько месяцев! Их желательно запомнить! Подлинные льготные удостоверения тоже. А их 47 категорий
Кондуктор Елена, под чью опеку я попала, успокаивает тем, что у нас – «хороший маршрут». В «двойке» обычно приличные люди ездят. Иное дело, «шестерка» или «семерка», перевозящие жителей рабочих окраин Курска. Там конфликтные ситуации возникают постоянно. Подвыпившие пассажиры и нагрубить могут, и даже силу применить. Доказывать таким что-либо бесполезно. Да и времени на споры нет, надо других «обилечивать».
Кондуктор для курян – «грабитель»
«Что за проезд, граждане?» Молчат, некоторые смотрят зверем. Не стесняйтесь, платите! Приближаюсь к парню, демонстративно отвернувшемуся к окну.
– Послушайте, почему вы деньги до сих пор не приготовили?
– Не обязан.
– Здесь проезд не бесплатный
– Ну и че...
Но четыре рубля, тем не менее, заплатил. Потом еще поинтересовался, всегда ли я работаю на «двоечке». «В первый и последний раз», – гордо бросаю через плечо и удаляюсь.
Труднее всего оказалось общение с льготниками. На просьбу показать удостоверение люди недовольно фыркают: вы что, мне не верите? Просить каждого третьего очень быстро надоедает. Да и в таком случае времени не остается на то, чтобы обежать весь салон. А он (рассуждаю уже с точек зрения и пассажира, и кондуктора) спроектирован так, чтобы кондуктор не имел возможности свободно передвигаться.
После получаса работы создается впечатление, что кондукторов у нас совсем не жалуют. Воспринимают их буквально как грабителей и всегда готовы «морально» наказать. Какие хамы все же эти пассажиры! С этой мыслью подхожу к женщине приятной наружности. Пытаюсь мило улыбнуться:
– Будьте добры, оплатите проезд.
– А это что? Вот же билет, – машет перед моим носом помятой бумажкой. – Вы же мне его и дали, – торжествуя, провозглашает она на весь салон. Мол, смотрите, граждане, какое безобразие творится. Потом добавляет: «Вы что, меня не запомнили?»
Конечно, нет, стиснув зубы, чтобы ничего не высказать в ответ, думаю я. Слишком на вас пальто неприметное, мадам. К тому же запомнить несколько десятков человек, одновременно находящихся в салоне, не смог бы и гениальный Штирлиц со своей фотографической памятью. Это глубокое заблуждение пассажиров. Кондуктор, как некоторые животные (да уж простят мне такое сравнение), рефлексивно реагирует только на движение: «На задней площадке двое зашли в угол, один в синей куртке сел; на средней площадке норковая шапка и полосатые брюки. Так, а эти кожаные перчатки я, по-моему, уже видела».
Очень еще не любят пассажиры, когда им сдачу мелочью насыпают. Моя наставница Елена поведала, что ей пару раз медяки в лицо швыряли. Это на «хорошем-то» маршруте. У меня самой была возможность наблюдать, как меняется выражение лица у человека, когда начинаешь отсчитывать десятикопеечные монеты. А мне что делать? Таскать несколько часов трехкилограммовую сумку на шее? Или «десюнчики» – это не деньги?
Милиция и справочная в одном лице
Работа у кондуктора – ответственная. Мало того, что приходится отчитываться за каждый билетик, периодически пересчитывать выручку. Так еще много и других обязанностей – нужно следить за целостностью кресел и чистотой салона. Иногда даже приходится брать на себя обязанности милиционера. Нередкими гостями троллейбусов становятся карманники. Обычно они работают на средней площадке, а на заднюю, где почему-то предпочитают ездить мужчины, стараются не заходить. «Сколько раз ловила их за руку, – рассказывает Елена, – а потом отпускала. Поглядишь им в глаза и становится страшно: вдруг кто-нибудь из дружков отомстить задумает».
А еще пассажиры используют кондуктора как бесплатный справочник. У меня интересовались не только тем, почему сегодня не вышел такой-то троллейбус, но и где можно сделать ксерокопию и дешевле купить молоко. К концу второго часа начала гудеть голова. Затем к ней присоединились ноги. «Утомительная работа», – подумала, направляясь к только что вошедшей семье. Отрывая билетики, услышала: «Спасибо, удачного вам вечера». Первая благодарность! И, знаете, как приятно было услышать эти простые слова. Тут же вторая неожиданность с «плюсом»: вместо того, чтобы кинуть на ходу «удостоверение», самая обычная бабушка выудила из сумки красную книжицу, да еще и пролистала ее перед моим удивленным лицом. Но благодарность благодарности рознь. «Был недавно случай комичный, – рассказывает моя наставница, – дедушка-инвалид попросил водителя остановиться в неположенном месте, иначе домой далеко добираться. Водитель дедушку пожалел. А через несколько дней пенсионер прислал благодарность в депо, в которой подробно описывалось: кому и за что. Водителя, к счастью, не наказали, но выговор сделали».
Троллейбусный романтизм
«Рабочий день» подходит к концу. Высыпаю честно заработанные деньги в сумку Елены. Она подсчитывает, сколько билетов продано. «Девяноста два, – объявляет мой результат наставница, – очень неплохо. Триста шестьдесят восемь рублей за три часа. На сегодняшний день у меня в плане восемьсот». Многие говорят, что, работая кондуктором, вполне можно заработать «левые» деньги. Например, в мою «смену» под предлогом «мне скоро выходить» от билетов отказывались человек десять. Я, правда, им все равно их отрывала. Ведь в этом есть некоторый риск – на любой остановке в троллейбус может войти контролер. И тогда наказание для кондуктора за безбилетников неотвратимо.
Рогатая машина подъезжает к остановке, открываются двери, я непроизвольно вскидываю глаза: кто вошел. «Профессиональная привычка появилась», – смеется Елена. В поле нашего зрения появляется презентабельный молодой человек. Он подбегает к нам и совсем по-детски умоляет оторвать счастливый билетик. Он, видите ли, девушке своей обещал. Пришлось отсчитывать
Всех пассажиров я мысленно разделила на три категории: добросовестные, романтики и мифотворцы или халявщики. Первая без всяких вопросов платит деньги, равнодушно принимает от тебя сдачу и билет, ссыпая все это в карман. Романтики сразу принимаются считать цифры на талончике и жевать его, как говорится, не отходя от кассы. Третья категория свято верит в народный миф о халяве. Например, в то, что одну остановку можно проехать бесплатно.
В последний раз иду по салону в качестве «хозяйки». Люди, увидев «бейджик» кондуктора на моем свитере, отворачиваются к окну и с интересом рассматривают внезапно ставшие «музейно красивыми» дома по улице Красной Армии. Знаю, знаю, сама всегда так же делаю. «Что у вас за проезд?..»
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
тигрица
1 октября 2010, 18:01спасибо, я отсюда чуточку взяла на урок!
Ирина
6 октября 2016, 17:25