Корреспондент «ДДД» встретился с создателем мотора-чемпиона
18 января на берегу знаменитого Розового озера в окрестностях столицы Сенегала завершилась знаменитая (26-я по счету) гонка «Телефоника-Дакар» (более известная как «Париж — Дакар»). В очередной раз победу в ней одержали российские грузовики. Буквально за несколько дней до триумфа «КамАЗа» наш корреспондент побывал на Ярославском моторном заводе ОАО «Автодизель», где конструируют, изготавливают и обслуживают специальные спортивные двигатели для нашей гоночной команды.
Представители «КамАЗа-мастер», одержав еще в субботу уверенную победу на 16-м, предпоследнем этапе ралли, стали недосягаемы для соперников – команд «ДАФ» и «Татра». Первые два места в многодневном состязании по бездорожью Африки заняли русские гонщики Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров.
А вот что рассказал «ДДД» главный конструктор предприятия Николай Шамаль, принимавший непосредственное участие в создание чемпионских моторов: «Так получилось, что в начале 90-х у нашего завода и «КамАЗа» складывались довольно напряженные отношения. Конкуренция, сами понимаете. Они, когда команда «КамАЗ-мастер» только стартовала в гонках Кубка мира, вначале использовали свои двигатели. Но особых успехов не добились. Тогда руководство гоночной «конюшни» обратилось к Ярославскому моторному заводу. Специально для команды мы создали двигатель ЯМЗ-7Э846 для спортивных состязаний в различных условиях. Приятно, что с ним связаны все победы гонщиков «КамАЗа» на международных ралли».
-Насколько этот мотор отличается от обычного камазовского, скажем, по сборке, по цене?
-Поскольку состязания проходят и в пустыне, и в горах, и при сильных морозах у спортивного двигателя особая комплектации. Он значительно усилен, адаптирован именно для суровых испытаний в гонках. А поскольку он качественно отличается от обычного двигателя, и цена его, соответственно, на порядок выше. Их нельзя сопоставлять
-Однако, согласитесь, прибыли создание нескольких особых моторов в год предприятию не приносит, в отличие от конвейера. Зачем тогда отвлекать массу людей и производственные мощности на их создание?
-Это – имидж, реклама. Путешествуя по миру, участвуя и побеждая в международных гонках, автомобили с нашими двигателями, на которых красуется логотип нашего предприятия, повышают престиж ОАО «Автодизель». Они доказывают, что продукция ярославского завода соответствует мировому уровню. И привлекает внимание потенциальных заказчиков.
-Каково ощущать себя одним из создателей двигателя-победителя?
-Очень светлое чувство. Всегда стараюсь смотреть трансляции с авторалли, в которых участвуют «КамАЗы». В нашей группе, которая работает над двигателями для них, некоторые записывают их на видео, ведут статистику. Очень много болельщиков и среди работников завода, и среди ярославцев . А так могут посреди ночи разбудить – звонят представители «КамАЗ-мастер» откуда-нибудь из Африки, чтобы проконсультироваться по тем или иным вопросам касательно
Справка «ДДД»: Николай Шамаль, 37 лет. На должности главного конструктора «Автодизеля» с 2003 года. До этого закончил политехнический университет, отслужил в армии, начинал на заводе как инженер-конструктор. Одно из хобби – болельщик гоночной команды «КамАЗ-мастер».
Андрей ЛАРИН