В нашу гавань заходили корабли
Трудно представить, но наш Сейм – главную реку Курской области – раньше использовали как грузовой транспортный путь. Уточнение: это происходило лишь в моменты весенних полноводий, когда обильная вода скрывала многочисленные отмели. Скажем, так случалось в конце ХVIII века: грузовые плоскодонные суда с товаром заранее подготавливали на берегах реки и ждали разлива. В те годы в курском крае успешно действовала судоходная компания, которую возглавлял сам губернатор Александр Зубов. Вне периода половодий Сейм был малопригоден для грузового судоходства, а тем более для пароходов.
Пароходы и шлюзы на реке Сейм
Однако в 1832 году на самом высоком уровне был одобрен проект щигровского помещика, действительного статского советника Михаила Пузанова по устройству на Сейме интенсивного грузового судоходства. Проект Александрийского водного пути предусматривал строительство 16 шлюзов для пропуска судов при разном уровне воды. Пристаней было три: в городах Курске, Льгове и Рыльске. Строительство шло непросто, и лишь через семь лет открытие судоходства по Сейму – от Курска до реки Десны – состоялось, а Пузанов заслуженно получил царский орден.
В 1846-м Сейм все еще являлся единственной рекой в Европе, по которой через систему шлюзов ходили пароходы. В том году 8 мая на Александрийскую пристань прибыл пароход «Людиново». Краеведы предполагают, что она располагалась в районе нынешнего Сеймского моста у проспекта Кулакова. Газеты писали: «Пароход этот железный, в длину имеет 11 саженей, а в ширину четыре аршина, с паровою машиною в 16 лошадиных сил; пассажиров может на нем поместиться до 10; скорость его до 14 верст в час по течению воды».
Прибытие парохода в Курске вызвало всеобщее изумление и восторг. Люди бросали работу и толпами бежали на берег Сейма.
Но содержание и эксплуатация деревянных строений водной системы требовали постоянных ремонтов и немалых денег, а их по причине начавшейся тогда Крымской войны становилось все меньше. Кроме того, строившаяся железная дорога веско обещала заменить любой другой вид транспорта. Опять же «железка» требовала от государства и его регионов серьезных средств – особенно в период строительства. Одним словом, водный путь по Сейму вскоре забросили, а потом и вовсе разобрали сооружения на дрова.
С того момента о курских реках как о транспортных артериях надолго забыли. Вспомнят только в начале 1950-х: предполагалось доставлять по рекам, в том числе небольшим, сахарную свеклу для переработки. Но оказалось, что построить автомобильные дороги все-таки дешевле.
Катания по Тускари и паровая лодка
Вернемся в конец ХIХ века. На Тускари было несколько лодочных станций с достаточно объемными – на приличную семью – плавсредствами. Катания на воде проводились в основном в праздничные и воскресные дни – вверх по Тускари до деревни Сапогово и вниз до Сейма. По пути отдыхающие устраивали купания, ставили самовар, закусывали.
«Курский листок» в номере от 14 мая 1894 года живописал: «Катание на лодках по реке Тускари для наших жителей в летнее время, бесспорно, составляет одно из лучших удовольствий. Это развлечение отравляется тем, что купающаяся на обоих берегах нагая молодежь своими телодвижениями и остротами заставляет отказаться от купания семейных людей».
Стоимость проката лодок была довольно высокой: в будни – 30 копеек, в праздники – вдвое больше. Кроме того, можно было арендовать «хозяйскую» лодку с гребцом – для жителей Стрелецкой слободы весьма выгодный бизнес.
В мае 1886-го в том же «Курском листке» было опубликовано объявление: «Имеем честь довести до сведения почтеннейшей публики, что с разрешения губернской администрации с 22 июня 1886 года будет плавать паровая лодка по реке Тускари, принадлежащая братьям Печке. Господ, желающих покататься для удовольствия на дачу купца Боева, будут брать от пристаней, которые находятся сзади бывших торговых бань, вблизи водопровода, в конце дачи Боева, где существует перевоз на вокзал. Ходить паровая лодка будет по воскресным и праздничным дням с двух часов дня, а в остальные дни – с четырех часов, возвращаться же паровая лодка будет обратно к пристани каждые 30 минут. Возить собак строго воспрещается».
В следующем году братья вновь обратились к власти с просьбой продлить упомянутое выше разрешение. Администрация снова согласилась, но уже повысив стоимость в два раза – до 400 рублей в год. В 1888-м Печке не нашли взаимопонимания с властями, и катер стал на прикол.
В 1908 году группа курян выработала устав местного общества любителей спорта, предусматривавший, помимо прочего, использование лодок с двигателями. Но курский губернатор Гильхен на представленном ему проекте документа начертал: «В утверждении устава отказать!» Курские любители спорта начали было с ним спорить, но дело затянулось аккурат до начала Первой мировой войны. А потом случились революция, Гражданская война, разруха
Речной трамвайчик 1930-х годов и боевой катер во дворе
Однако в 1930-е годы по Тускари уже ходил речной трамвайчик, об этом вспоминал житель Курска Владимир Ковалев. Фотографий данного водного транспорта, к сожалению, не сохранилось. На снимках Курска 1950-х есть солидных размеров катер, который швартуется возле опор Сеймского моста. На палубе много пассажиров. Уж не этот ли катерок-трамвайчик курсировал по Тускари во времена детства Владимира Тихоновича?
Катер изрядных размеров я как-то обнаружил на одной из улочек в Стрелецкой слободе. Он мирно «дремал» возле частного дома. Преподаватель музыки Александр Машкин когда-то спас его от участи стать ржавым металлоломом – выменял на 8 тонн всяких железок. Потом взялся основательно его ремонтировать, для чего освоил несколько рабочих специальностей.
Длина корпуса катера – 15 метров, поэтому на Тускари, да и на Сейме, ему не развернуться. Надежда была на Курское море Но и с ним как-то не сложилось. Катер ненадолго нашел причал во дворе школы №55, затем его перенесли к месту нынешней «якорной стоянки». Попытки Александра Ивановича пристроить «подопечного» в 18-ю школу успехом не увенчались.
А появился этот катер в 1942 году на заводе «Вымпел» в городе Рыбинске. Экипаж – 7 человек, крупнокалиберный пулемет «Кольт», скорость – 9 узлов. В годы Великой Отечественной войны входил в состав Днепровской флотилии на Дунае. Аналогичные катера участвовали даже во взятии Берлина – на реках Шпрее и Нейсе. Кстати, продукция этого же завода – сторожевой катер «Грачонок», недавно показанный на военно-морском параде в Питере.
В Курск наш катер прибыл после войны из молдавского города Килия, где на границе с Румынией «трудился» в качестве сторожевика. Был передан курской школе ДОСААФ и некоторое время использовался там в качестве учебного судна.
Обмелевшие русла
Сегодня ни один, даже самый миниатюрный речной трамвайчик не пройдет по Тускари до ее впадения в Сейм. Русло ниже по течению давно превратилось в заиленный ручей. В 1930-е годы, когда собирались открывать линию речного трамвая, эту часть русла не только углубили, но и расширили. А начали с того, что снесли все строения старинной Градской мельницы.
Сейчас до 80% общего водопотока Тускари уходит в протоку Кривец, которая в нынешнем виде появилась только в 1920 году. В начале 1930-х на берегу реки затеяли строительство теплоэлектростанции, что и привело к маловодности и заиливанию русла ниже по течению.
Если уж всерьез говорить о нынешнем речном трамвайчике на Тускари, то начать нужно с комплексного проекта по формированию ее русла в среднем и нижнем течениях. Одним углублением здесь не обойтись.
В 1990-е годы всерьез шла речь о том, чтобы на Кривце построить плотину и водохранилище. Одна из целей – увеличить приток воды в русло Тускари, в том числе и в ту его ветвь, что протянулась в сторону площади Добролюбова и ниже к Сейму. Успели даже выполнить проект, но этим дело и ограничилось.
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 42 (1461) от 18 октября 2022 года
Работает зубами, как экскаватор и отбойный молоток. Слепыш – удивительный обитатель Курской области
В Курске откроется выставка-продажа плодовых деревьев и кустарников