Домашняя логопедия: упражнения для развития детской речи
Для правильного произнесения звуков необходима слаженная работа всех артикуляционных органов. Без тренировок здесь никак не обойтись!
Если вашему ребенку уже 5 лет, а он до сих пор не выговаривает четко некоторые звуки, они искажаются или смазываются, вам обязательно стоит ходить на занятия к логопеду (он поставит звуки). Заниматься же с крохой дома самостоятельно при «речевой каше» можно с 3–4 лет. Тогда, возможно, и логопед вам не понадобится. А после 6 лет исправить произношение уже будет намного сложнее.
Для уроков в домашних условиях вам понадобятся зеркало, игровой настрой и желание ребенка заниматься. Речевые тренировки проводят 1–2 раза в день. Продолжительность одного занятия – от пяти до двадцати минут. На первых порах берите одно упражнение. Каждую неделю или каждые три дня разучивайте новое. Освоенное в предыдущие дни упражнение повторяйте.
Занимательная статика
Начните со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается под счет от 3 до 20. Время удержания увеличивается постепенно. Статические упражнения помогают укреплять мышцы артикуляционного аппарата, а также формировать правильные уклады речевых звуков.
• «Окошко». Рот широко открыть и в дальнейшем удерживать это положение.
• «Заборчик». Губы растянуть в улыбке, зубы остаются плотно сжатыми.
• «Хоботок». Зубы плотно сжать, губы вытянуть вперед, словно хоботок слоненка.
• «Блинчик». Широкий, распластанный язык спокойно положить на нижнюю губу, рот полуоткрыт.
• «Капкан». Широкий язык прикусить за боковые края коренными зубами, кончик языка при этом опущен за нижние резцы.
• «Сердитый котенок». Кончиком языка упереться в нижние резцы, широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты в стороны.
• «Жало». Рот приоткрыть, острый язык высунуть изо рта (по возможности дальше).
• «Чашечка». Рот широко открыть, язык в форме изогнутой чашечки поднять к верхней губе (нижняя губа ему в этом деле не помогает).
• «Грибок». Рот открыть, широкий язык крепко присасывается к небу верхней поверхностью, подъязычная уздечка растянута – как гриб на длинной ножке.
• «Трубочка». Язычок свернуть (похож на полую трубку), губы округлить вокруг языка, они помогают удерживать трудную позу. Все это – базовые упражнения артикуляционной школы.
Динамично и увлекательно
Объединяя два статических упражнения в единую связку, получаем динамичные композиции.
• «Заборчик» – «Хоботок». Зубы плотно сжать. Под счет «раз-два» губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Следите, чтобы зубы на протяжении всей комбинации не размыкались, а мимика была естественной (ребенок не должен жмурить глазки).
• «Блинчик» – «Трубочка». Эта связка одна из самых сложных. Если ее выполнить не удается, возьмитесь за разучивание более легких каскадов: «Блинчик» • «Жало», «Блинчик» – «Чашечка», «Блинчик» – «Грибок». Когда малыш сможет проделывать их бе-зукоризненно, вернитесь к трудной связке.
Все каскады выполняются под счет «раз-два». Cначала медленно, с четкой фиксацией каждой позы. От занятия к занятию скорость, с которой ребенок выполняет упражнения, увеличивается.
Ваш ребенок уже освоил эти упражнения, выполняет их с легкостью? Тогда самое время перейти ко второй, более сложной части логопедии.
Язык-труженик
Есть упражнения, которые изначально предполагают энергичную работу языка, он трудится в паре с нижней челюстью или губами.
• «Качели». Узкий язык попеременно тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть при этом опущена, ее положение фиксированно, рот широко открыт.
• «Маляр». Рот широко открыть. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, старательно «красит» нёбо вдоль и поперек. Нижняя челюсть неподвижна.
• «Змейка». Узкий язык максимально высунуть изо рта. Он совершает быстрые колебательные движения из стороны в сторону (как это делает языком змея). Рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна. Губы растянуты в стороны.
• «Индюк». Широкий язык выбрасываем изо рта и бьем по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассерженного индюка: «бл-бл-бл». Нижняя челюсть опущена, она не двигается в такт работе языка.
Тренируются все!
В артикуляционных упражнениях не меньше нуждаются губы и нижняя челюсть. Поможем им работать более динамично.
• «Рыбка». Зубы крепко сжать, губы вытянуть вперед (см. упражнение «Хоботок»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).
• «Воронка». Выдвинуть нижнюю челюсть, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытягиваем вперед, на счет «два» втягиваем губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.
• «Досада». Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперед.
• «Литавры». Губы слегка завернуть за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одной о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Повторить не менее 10 раз.
• «Пофыркивающая лошадка». Губы расслабить, пофыркать, подражая лошадке. Повторить не менее 10 раз.
• «Засов». Нижнюю челюсть выдвинуть вперед как можно дальше. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10–15 раз с максимальной амплитудой.
• «Прятки». Здесь есть три варианта:
1) спрятать верхнюю губку, прикусив ее нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх, к носу. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.
2) спрятать нижнюю губку, прикусив ее верхними передними зубами. Видна только верхняя губа, она тянется вниз, к подбородку. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.
3) спрятать верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.
• «Рубанок». Поскрести нижними центральными зубками по верхней губе не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперед и энергично работает. Затем то же самое повторить с нижней губой, но ее надо будет «обрабатывать» уже верхними зубами.
Показательные выступления
Если после двух-трех месяцев тренировок ребенок успешно освоил школу и произвольную программу, самое время переходить к постановке показательных номеров. Это целые мини-спектакли с участием артикуляционных органов и, конечно же, самого ребенка. Но кто здесь главный герой? Гномик Язычок!
• «Блинчики». Гномик Язычок купил в хозяйственном магазине посуду. Теперь он учится готовить себе еду. Больше всего Язычку нравится печь блинчики на новой сковородке. Блины получаются румяные и круглые. Каждый из них Язычок смазывает маслом (широкий язычок распластан на нижней губе, обе губы пришлепывают блинчик: «пя-пя-пя»). Блины Язычок ест с вареньем.
• «Вкусно!» Приоткрыть рот и широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз не менее 5 раз. Следите, чтобы нижняя губа не «подсаживала» язык. Блины Язычок запивает чаем. Если чай слишком горячий, Язычок на него дует (положение артикуляционных органов как в упражнении «Чашечка», подуть на края языка, не раздувая щек).
• «В лес за грибами». Гномик Язычок очень любит собирать грибы. Он берет большую корзину (упражнение «Чашечка») и отправляется в лес. По дороге ему приходится перебираться через ручей. Упражнение «Ручеек»: губы улыбаются, зубы почти сжаты, кончик языка упирается в основание нижних передних резцов. Длительно произнести звук «с». Ручеек воздуха при этом стекает по языку, посередине нижней губы и по подбородку. Вода в ручейке холодная. Ребенок подставляет свою ладошку под подбородок и проверяет, действительно ли холодная водичка в ручейке. При этом главное – не забывать длительно произносить звук «с»! Чтобы не промочить ноги, Язычок пользуется мостиком.
• «Мостик»: язык круто выгибается, упираясь кончиком в основание передних нижних резцов. Рот открыть как можно шире.
Сколько в лесу грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок (упражнение «Грибок»), а рядом – лисичка. Тут же – сыроежка, рыжик (ребенок с небольшими интервалами выполняет несколько раз упражнение «Грибок»). Придя домой, гномик Язычок готовит из собранных грибов очень много вкусных блюд (упражнение «Вкусно!»).
Используя перечисленные упражнения, вы легко сможете сами составлять произвольные и показательные программы для артикуляционных органов вашего малыша. Не стоит только забывать, что главный судья всех этих соревнований и выступлений – зеркало. Только с его помощью можно оценить чистоту выполнения каждого элемента. Зеркало поможет справиться и с артикуляцией трудных звуков, и скоро речь будет чистой и правильной.
moirebenok.ua
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 23 (1390) от 8 июня 2021 года
Павел Воля сватал за Гарика Харламова центровую курского «Динамо»
Своя песочница. Мошенничество и взятки в детсадах Курской области
«Авангард» сыграл вничью с лидером ПФЛ – липецким «Металлургом»
Курянин завоевал бронзу на чемпионате Европы по гиревому спорту
Курянам предлагают «работу мечты» в инновационном офисе VOXYS
Всё о взыскании алиментов. На вопросы «ДДД» ответила главный судебный пристав Курской области