Ксения Асеева. Муза
В начале 1980-х эта женщина, которой на тот момент было 80 лет, сделала Курской области бесценный подарок. Узнав, что дом в городе Льгове, в котором родился и вырос поэт Николай Асеев, хотят снести, она помогла отстоять его и передала на родину мужа все его личные вещи из их московской квартиры. Так появился Льговский мемориальный музей Н. Н. Асеева. Его открыли уже после смерти Ксении Михайловны, в 1988 году. Отметим, что создан музей по инициативе льговского краеведа Сергея Хухрина, при непосредственном участии которого была оформлена экспозиция, собраны музейные экспонаты. Это он, встречаясь с Ксенией Михайловной, удивил её, покорил и убедил передать всё Льгову.
Подарки для музея во Льгове
Почти все вещи в музее подлинные, многие экспонаты уникальны. Например, письменный стол и два шкафа, подаренные Николаю Асееву его близким другом Владимиром Маяковским. За этим столом Асеев написал свою знаменитую поэму «Маяковский начинается». Мебельный гарнитур был выполнен по чертежам Маяковского в двух экземплярах. Один он подарил другу, а второй заказал для себя, сейчас его можно увидеть в музее поэта революции на Лубянском проезде в Москве.
В льговском музее есть и подарки других известных людей, а ещё личная библиотека Асеевых, много книг с дарственными надписями и автографами авторов.
Если вы ещё не были там, обязательно посетите. В наш приезд мы встретили там пару из Москвы, которая специально приехала на выходные во Льгов, чтобы посетить музей и увидеть этот провинциальный городок.
Асеевы прожили вместе почти полвека, детей у них не было. Ксения Михайловна хотела, чтобы память о супруге, которого она очень любила, сохранилась.
Была рождена, чтобы вдохновлять
Наверное, эта женщина была рождена для того, чтобы вдохновлять мужчин.
Асеев посвятил ей десятки стихов, выпустил целый сборник «Оксана». Одно из самых трогательных своих стихотворений, также посвященное любимой жене, поэт написал, когда ему было уже за 70 (супруга была на 13 лет моложе):
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
Ксения Михайловна пережила супруга на 20 с лишним лет, умерла в возрасте 83 лет. До последних дней она была музой – вдохновляла художника-авангардиста Анатолия Зверева, который был моложе неё на 29 лет. Художник, которого сравнивали с Ван Гогом, а Пикассо называл «лучшим русским рисовальщиком», написал десятки её портретов и безумно ревновал к памяти Николая Асеева.
Под венец в 15 лет
Ксения Синякова родилась в 1902 году в Харькове. У неё было четыре сестры. Сестер Синяковых называли музами футуризма. За старшей, оперной певицей Зинаидой, ухаживал Владимир Маяковский. У Надежды был роман с Борисом Пастернаком. В художницу Марию был влюблен Давид Бурлюк. Велимир Хлебников приударял за каждой сестрой по очереди. Младшая Вера в конце концов вышла замуж за писателя Семена Гехта. Ксения стала Асеевой.
Она училась в музыкальном училище, когда Николай Асеев приехал в Харьков поступать в университет. В своих воспоминаниях Ксения Михайловна рассказывала: «Войдя в гостиную, увидела какого-то незнакомого мне молодого человека. Он был в сером костюме, гладко причёсан, бледный, голубоглазый. И такой вежливый, что мне показалось, будто бы он подошел ко мне на цыпочках! Я спросила его: «Как вы сюда попали?» Он ответил, что приехал из Курска для поступления в Харьковский университет на филологический факультет. Случайно узнав, что в нашей семье очень любят искусство, он осмелился навестить нас. И добавил, что его зовут Николай Асеев».
Асеев стал частым гостем в доме Синяковых. Окончив музыкальное училище, Оксана, как называли девушку друзья, уехала в Москву поступать в консерваторию. Через несколько лет Николай Асеев сделал ей предложение. Обвенчались в маленькой деревенской церкви в 1917 году. Невесте не было и 16.
Асеева должны были отправить в Мариуполь. Он приехал в Красную Поляну к Синяковым, где сделал предложение Оксане. «Я, давно его любя, тут же согласилась. Все произошло очень просто и быстро. Коля нанял телегу, и мы поехали. В деревне Кирсаново (по дороге к вокзалу) была старенькая деревянная церковка. Коля вызвал священника, который сказал: «Невеста чересчур молода, есть ли у вас разрешение от родителей на брак?» Я ответила, что родителей у меня нет. Умерли. – А опекун? Тоже нет. Но уговоренный нами священник все же нас обвенчал. Так я стала женой Николая Асеева», – вспоминала Ксения Михайловна о своем замужестве.
Официально они зарегистрировали свои отношения только в 1950 году.
О супруге Асеева поэтесса, переводчица и мемуаристка Ольга Петровская писала: «Вдохновительница поэта, друг всей жизни – Ксения Михайловна Асеева (Синякова), та, которая «всему была заказчица, что в душе отозвалось», тогда была юная золотоволосая музыкантша, любительница стихов и всюду появлялась с Николаем Николаевичем Асеевым».
С Асеевым Ксения Михайловна прожила почти 50 лет, была очень счастлива и бесконечно любима. В разлуке он писал ей трогательные письма:
«Вот я надел твой халат, и ты меня будто обняла. И я хожу по комнате, слушая последние известия. Люблю тебя так, как никогда. Люблю тебя, люблю в тысячу раз больше, чем можно это написать...»
«Старуха, я тебя люблю!»
В 1963 году Николая Асеева не стало. А через несколько лет по Москве поползли слухи о романе пожилой вдовы поэта с известным на тот момент не только своим талантом, но и буйным нравом и асоциальным образом жизни художником-авангардистом Анатолием Зверевым, который был вдвое моложе.
Знакомство началось с того, что два пьяных богемных художника решили зайти в гости к известной всей Москве Ксении Михайловне Асеевой. 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, смотрел на неё во все глаза и вдруг воскликнул: «Старуха, я тебя люблю!» Так якобы начались эти поразительные отношения. К слову, старухами он называл всех женщин независимо от возраста.
А вот воспоминания соседки по дому Асеевых Натальи Александровны Арской из книги «Родные лица»: « И вот вокруг этого божества (Ксении Асеевой, – ред.), спустя какое-то время после смерти Николая Николаевича, стали усиленно ходить слухи, что у нее роман, «любовь» с художником Анатолием Зверевым (1931 г. – 9.12.1986 г.), который был в два раза моложе ее и к тому же беспробудный алкоголик. Так оно и было. Я хорошо помню историю появления у нее этого человека. Однажды зимой он проходил с компанией друзей по нашей улице, поскользнулся и подвернул ногу. Кто-то вспомнил, что по соседству, в писательском, живет «добрая душа» Ксения Михайловна Асеева, и пострадавшего привели к ней, заверив, что на следующий день его заберут. Скорее всего, это был трюк, чтобы пристроить у одинокой женщины бездомного художника. Через три дня Ксения Михайловна взвыла от его лексики и постоянного требования алкоголя. Никто не собирался его забирать. Бедная Ксана не знала, как от него избавиться. Однажды он куда-то ненадолго вышел. Ксана попросила бабушку (соседку) срочно к ней прийти, и они целый день держали оборону, не открывая ему дверь. Он в бешенстве орал на весь коридор. Возмущенные соседи вызвали милицию, и его увезли в отделение, но вскоре он опять вернулся под дверь к Ксане, крича и плача, что не может без нее жить. Стыдясь соседей, Ксана пустила его в квартиру. Летом она увезла его на дачу. Там он меньше пил, много рисовал – натюрморты, женские портреты, Ксану, свои автопортреты, напоминавшие французских импрессионистов. В Москве он снова стал жить у нее »
Зверев писал Ксении Михайловне трогательные стихи:
Здравствуй, солнышко, мой свет,
голубая с тенью.
У любви один ответ –
здравствуй, Ксения.
...Здравствуй, розочка и цвет,
незабудка милая.
Мой всегда тебе совет
взять меня из Свиблова.
Вдохновляла «русского ван Гога»: 20 портретов за день
Художник демонстративно и дико ревновал Ксению Михайловну к памяти Асеева, устраивал дебоши, выбрасывал в окно его портреты и книги. О его ревности вообще ходили легенды. Рассказывают, если Ксения Михайловна задерживала взгляд на ком-то в телевизоре, в экран летела кастрюля. Однажды он так обозлился, что запер Асееву в ванной чуть ли не на сутки. Видели Ксению Михайловну и с фингалами, которые сама она комментировала со смехом. А когда Зверев её нещадно материл, отвечала в тон.
Рассказывают, что когда соседи Асеевой, устав от его пьяных выходок, посоветовали Ксении Михайловне сдать Зверева в милицию, она проникновенным голосом ответила: «Этот человек – мой любовник!» Но, бывало, милицию вызывали сами соседи. Асеева трогательно бежала за милиционерами и просила обращаться со Зверевым помягче: «Он великий русский художник, пожалуйста, не делайте ему больно, берегите его руки!»
Иногда она не выдерживала и выгоняла художника, иногда он надолго исчезал сам, но всегда возвращался, изрядно потрепанный и опустившийся. Ксения Михайловна возвращала его к жизни и преданно заботилась о нем, как когда-то о больном Асееве.
Зверев дарил Асеевой цветы, иногда рисовал по двадцать её портретов в день. При этом почти на всех она изображена молодой, такой, какой видели её поэты серебряного века.
Однажды за ночь художник написал своей музе дикое количество писем, в каждом из которых было всего несколько слов. Потом всю ночь разбрасывал послания по почтовым ящикам, которые попадались по дороге.
«Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь», – говорил Зверев.
Ксения Михайловна умерла в 1985 году, ей было за 80. Анатолий Зверев пришёл в её квартиру и попросил оставить его наедине с гробом. Тогда он написал последний портрет своей возлюбленной. Зверев страшно горевал. Ксения Асеева была самой большой привязанностью в его богемно-анархической жизни, они были вместе 17 лет. Художник пережил свою музу только на год и умер в 55 лет, оставив более 30 тысяч работ.
Анна АЛЕКСАНДРОВА, использованы материалы goodhouse.ru, moskvichmag.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 12 (1379) от 23 марта 2021 года
36-летняя «бабка Аня» из Курской области стала героиней «Модного приговора»
Громкие ЧП, поджоги и детективные расследования. Секреты работы курской пожарной лаборатории
«Динамо» покинуло Евролигу. Начинаем плей-офф с Красноярском
Об отмене госпошлины за оформление прав собственности на недвижимость