«Карбюратор могу собрать с закрытыми глазами». В Курске работает единственная женщина-автомеханик
«После окончания финансово-экономического техникума устроилась по специальности. Всего четыре месяца смогла проработать в женском коллективе. Сбежала», – смеется Ирина Чернец. Уже 28-й год она трудится автомехаником, оставаясь единственной в Курске женщиной, ремонтирующей карбюраторы и даже двигатели машин. Ее телефон автовладельцы передают друг другу со словами: «Только Ирина сможет разобраться в проблеме». Накануне 8 Марта мы отправились в гости к Ирине Николаевне поговорить о карбюраторах, форсунках и... рыбалке.
В бухгалтерии промучилась четыре месяца и сбежала
Мастерская с запчастями, подшипниками, предохранителями, свечами, маслами, инструментами, смазками и другим автомобильным добром находится на улице Энгельса. Из примечательного – портреты советских вождей на стене. Найти гараж легко хотя бы по хорошо укатанной снежно-ледовой колее. Клиентов у Ирины Чернец хватает. Так что не получилось сесть и спокойно побеседовать. Каждые 10 минут у нее звонил телефон. «Можно записаться на ремонт?» – доносилось из трубки. В гараж периодически кто-нибудь заглядывал с одним вопросом: «Это здесь карбюраторы чинят?»
– Да вы популярны, – начали мы с констатации факта.
– На отсутствие работы не жалуюсь, – смеется Ирина Николаевна. – Мне по-прежнему нравится с железками возиться, хотя уже 28-й год ремонтирую карбюраторы. Даже подсчитать затрудняюсь, сколько их через мои руки прошло. Мне было 22 года, когда попала в автосервис. До этого – учеба в финансово-экономическом техникуме, трудоустройство в бухгалтерию. Четыре месяца выдержала – просто мука была там работать. Хорошо, что быстро поняла – не мое это, написала заявление. Оказалось дико скучно делать какие-то сметы, что-то считать, хотя вроде бы стабильность. И знаете, ни разу не пожалела, бросив офисную работу. Здесь – свобода, любимое дело, которое я хорошо знаю.
Премудростям автомастерского дела Ирину Чернец обучал Игорь Федорович Проходцев. «Он занимался ремонтом машин. Узнав, что я уволилась, позвал к себе в мастерскую: «Приходи, будешь карбюраторы ремонтировать», – вспоминает курянка. – Согласилась сразу! Для меня это не было чем-то неизведанным – с техникой возилась с детства. Пока подружки в куклы играли, я с папой, он работал водителем, в гараже пропадала: смотрела, как машины ремонтирует, помогала, училась разным автосекретам. Помню, лет в 11 он доверил мне ответственное дело: сам двигатель разбирает, а я все детали промываю. И не боялся, что я, ребенок, что-то потеряю. Иногда смеюсь: папа хотел сына, а родилась девочка. Ребенком была шебутным.
Нашу беседу прерывает мужчина, заглянувший в гараж:
– Машину пригнал, когда забирать?
– Далеко не уходите, карбюратор я быстро сделаю, – говорит Ирина Николаевна.
– Вряд ли быстро получится – ему миллион лет!
– Бывает и по два миллиона лет карбюратору, что ж, его теперь не ремонтировать? – улыбается автомеханик и поясняет нам: – Обычно на один карбюратор у меня уходит час-полтора. Разбираю, продуваю, промываю, все, что не нравится, меняю, рихтую, собираю. В общем, полное обслуживание.
– И много машин с карбюратором осталось?
– Конечно! Как правило, это отечественные ВАЗы, УАЗы, «Газели»... И на старых иномарках есть карбюраторы. Когда «родной» ломается, приходят ко мне, чтобы заменила на отечественный, потому что сломавшийся отремонтировать дороже самой машины.
«Самые классные автомеханики – женщины»
Когда Ирина только начинала работать автомехаником, некоторые мужчины, увидев девушку, подпрыгивали от удивления. «Шокировало их это», – смеется она. «Вы что, делаете карбюраторы?» – растерянно интересовались мужики. – «Ну не просто ж так здесь сижу!» – парировала мастер.
– Даже и сейчас нет-нет да и услышу: «Здесь женщина работает?» При этом ни разу не было, чтобы клиент отказался доверить мне ремонт машины, – говорит Ирина Николаевна. – Настороженно относились, пытались контролировать процесс, но не уезжали. А сейчас не удивляются и те, кто приехал впервые. Некоторые, кстати, только мне доверяют ремонт авто. Как-то приехал водитель, а меня в тот день в гараже не было. Так не оставил машину, не доверил мастерам-мужчинам делать карбюратор, решил меня дождаться. Я вообще считаю, что самые классные автомеханики – женщины. Это же очень тонкая работа, почти ювелирная: нужно учесть тонкости все, аккуратность и даже дотошность нужны. Хотя за годы работы каждое движение у меня отточено до автоматизма (с закрытыми глазами карбюратор могу собрать), все равно перепроверю каждую заслонку, жиклер, клапан, рычаг, переходник...
В гараже появляется очередной клиент. Карбюратор с его машины уже сняли и принесли Ирине Николаевне на процедуру. Пока она занята разбором детали, беседуем с Александром. «Я первый раз здесь, – говорит он. – Слава об Ирине идет по всему городу, никакая реклама ей точно не нужна. Друзья дали телефон со словами: «Даже переживать за результат не стоит. Пригнал машину, забрал – все отлично». Удивился, узнав, что карбюраторы ремонтирует женщина. Это же с железками возиться, руки постоянно в мазуте... А насчет качества не переживаю. Дамы более аккуратные, педантичные, каждой мелочи уделят внимание. Да и мужчин, которые карбюраторами занимаются, мало осталось – это же терпение какое иметь надо! Я как-то сам попытался на машине перебрать карбюратор – целый день с ним провозился! И без толку. Хотя в молодости ремонтировал машины, вроде разбираюсь. Видимо, помимо мастерства, еще и интуиция нужна».
«Деньги вперед – плохая примета»
В проеме гаражной двери очередной автовладелец, дожидающийся своей очереди. «Возьмите деньги сразу!» – обратился он к Ирине Чернец, протягивая купюры. «Нет, плохая примета! – отрезала она. – Как сделаю карбюратор, тогда и рассчитаемся».
– Это единственная моя примета, но верная, – поясняет она. – Проверено: если деньги вперед получил, пиши пропало. Что-нибудь обязательно случится в процессе ремонта. Как-то пригнали автомобиль – работы было на час. И черт меня дернул взять деньги! Одно сделали, другую поломку нашли, потом еще и еще. В итоге весь день провозились – полдвигателя пришлось перебирать! С тех пор расчет только после работы. Мы, кстати, не только карбюраторами занимаемся: форсунки промываем на инжекторах, по ходовой ремонт делаем. В гараже два отличных мастера работают.
– Вы – их руководитель?
– Правильно понимаете, – смеется Ирина. – Они замечательные, дело знают. Хотя, бывает, и поспорим с ними, покричим, еще и словечко крепкое вверну. А как без этого? Коротко и сразу все понятно.
Мастерскую для Ирины построил муж. Несколько лет назад его не стало. «Через год после него умер сын, всего в 27 лет – внезапная остановка сердца, – говорит она, тяжело вздыхая, и замолкает на несколько минут. – Его девушка тогда была на третьем месяце беременности. Родила мне внука Дениску. Девятый месяц парню пошел – непоседа растет, весь в бабушку. И сдается мне, электриком будет – только провода ему подавай. Очень люблю его. Подрастет, будем вместе на рыбалку ездить. У меня «Нива» – самый подходящий автомобиль для езды по лесам и полям. Каждое лето на ней с друзьями и родными на природу выбираемся. Очень мне нравится такой вид отдыха – свежий воздух, костер, палатки, комарики кусаются... Я сама ловлей рыбы особо не увлекаюсь, на таких пикниках обычно отвечаю за кухню. Надо же всех вкусно накормить. А готовить люблю и умею. Так что не думайте, что я только в железках хорошо разбираюсь.
Марина ВЕБЕР
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (1377) от 9 марта 2021 года
Со стройки инфекционного госпиталя в Курске ушли рабочие из-за невыплаченной зарплаты
Мэрия Курска судится с подрядчиком из-за ям на отремонтированных дорогах
Олеся ТУТОВА: «Музыка мне снится». Профессор из Курска обучает норвежцев в Академии оперы в Осло
Сергей Лазарев встал на колени перед курянкой в шоу ТНТ «Музыкальная интуиция»
Созидательное партнерство. В развитие Курской области Металлоинвест инвестирует более 1 млрд рублей
Туристов в Курскую область предложили завлекать гусиными боями