Не идет, не едется — просто гололедица
Треть всех дорожных аварий происходит на мокрых, обледенелых или заснеженных трассах. Ухудшается сцепление, что ведет к проскальзыванию колес по поверхности дороги или уводу их в сторону. Автомобиль в этих условиях может стать неуправляемым.
• В зависимости от состояния дорожного покрытия остановочный путь может различаться в три-четыре раза. Так, при скорости 60 км в час на сухом асфальте тормозной путь составит 37, на мокром — 60, а на обледенелой дороге — 152 метра. Чтобы избежать неприятностей, нужно изменить свои привычки и водительское мышление.
• Избегайте двигаться по полосам с неинтенсивным движением, когда дорога покрыта тающим льдом. Там, где ездит много машин, лед тает быстрее, а значит, ехать тут безопаснее.
• Будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам. Ледяная корка появляется там раньше, чем повсюду, а исчезает позже. В таких местах избегайте резких движений рулем, газом или тормозом.
• Заметили, что автомобиль не хочет изменять направление движения после поворота руля? Естественная реакция — повернуть руль на больший угол и дальше до упора. А вот этого-то как раз делать нельзя, так как снос передних колес приведет к потере управляемости.
• Не прикасайтесь к тормозной педали на повороте, когда уже допущена грубая ошибка и колеса повернуты до упора. Резкое рефлекторное торможение с полной блокировкой колес приведет к потере управляемости и скольжению вперед. Когда автомобиль попал во вращение, лучше выжать педаль сцепления, чем нажать на тормоз, так как блокировка колес переведет автомобиль в скольжение по касательной и есть риск вылететь на встречную полосу.
• Зимой очень опасно движение накатом. Не игнорируйте педаль газа. С ее помощью можно прекратить занос задних колес и снос передних, сохранить равновесие автомобиля на дуге поворота, «вытянуть» автомобиль из многих критических ситуаций.
• На скользкой дороге все действия педалью газа должны быть плавными, но самое главное — они должны быть жестко связаны с действиями рулевым колесом. При заносе на скользкой дороге на заднеприводном автомобиле надо «прикрыть газ» (то есть оставить некоторую тягу на колесах), а вот на переднеприводном «газ надо добавить», чтобы соскользнуть передними колесами и стабилизировать автомобиль.
• Педаль сцепления (на тех автомобилях, где она есть) может выполнять много антиаварийных функций. Так, при вращении автомобиля кратковременное (!) выключение сцепления может остановить его; при трогании с места на льду поможет избежать пробуксовки ведущих колес; при экстренном торможении — смягчить включение передач; при потере тяги на снежной целине может поднять обороты двигателя; а в некоторых случаях этот прием поможет довернуть автомобиль с помощью вращения.
• В зимних условиях, особенно на автомобилях с автоматической коробкой передач, стояночный тормоз из пассивного органа управления превращается в активный и позволяет сделать задние колеса управляемыми, блокируя их на короткое время, чтобы повернуть или развернуть автомобиль на скользкой дороге.
• На скользкой дороге желательно включение повышенных передач с небольшой задержкой в фазе нейтральной передачи, чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой, чтобы исключить резкое замедление ведущих колес.
• Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач, чтобы предотвратить занос. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей.