Еженедельник «Друг для друга»

Архивный номер № 48 (998) от 26 ноября 2013Планета загадок


МИР ПУТЕШЕСТВИЙ

Житель Курска обогнул земной шар за 88 дней

Анатолий Петрович Гончаренко – человек интереснейшей судьбы. Преподавая в «мореходке», он не раз бывал в дальнем плавании, за свою жизнь посетил 36 стран. Памятным для жителя Курска стал кругосветный поход по маршруту «Новороссийск – Нагоя (Япония) – Владивосток – Панамский канал – Сьенфуэгос (Куба) – Гибралтар – Новороссийск». Это путешествие вокруг земного шара продолжалось 88 дней!

Анатолий Гончаренко посетил более 30 стран мира
Анатолий Гончаренко посетил более 30 стран мира

В 1960 году Анатолий Петрович поступил в Одесское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола. Впервые ушел в море после 3-го курса: это была годичная производственная практика на теплоходе «Ленинский комсомол». По окончании учебы был направлен на работу в Батумское мореходное училище, где трудился до 1997 года. Не только преподавал, но и уходил в море, тем самым подтверждая свою рабочую квалификацию. В итоге за 30 лет побывал в 36 странах. На пенсию ушел с должности замначальника училища по учебной работе. К тому времени Гончаренко имел диплом штурмана дальнего плавания, стал почетным работником морского флота. В конце 1990-х годов переехал с семьей в Курск.

В Японию – железо, из Кубы – сахар

Анатолий Петрович перекладывает черно-белые походные фото, увлеченно комментируя каждый снимок. «Это парусник «Товарищ», я на нем дважды ходил курсантом... А это мы пересекаем Панамский канал: три шлюза по 9 метров поднимают, а еще три опускают. Причем судно само не идет, его тянут электровозами по зубчатым рейкам.... Здесь Суэцкий канал... А вот «Ленинский комсомол» во время шторма...»

Именно на этом теплоходе Гончаренко в 1964 году и сделал кругосветный рейс из Новороссийска. «Это заняло 88 дней, – вспоминает моряк. – Сюда относится стоянка в Нагое – семь суток, во Владивостоке – трое и Сьенфуэгос – сутки. Преодолели 26156 морских миль или 48 тысяч 388 километров».

Из Новороссийска судно вышло с грузом 14 тысяч тонн железа. Через Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив вышли в Индийский океан. Взяли курс на Японию, где и сделали первую остановку. Следующую неделю портовые грузчики вручную разгружали теплоход, а команда сошла на берег. Естественно, не массово, а небольшими группами.

Свободное время занимали просмотром достопримечательностей, походами в кино и по магазинам. Покупка заморских вещиц – отдельная тема. Брали импорт не только для себя... «Некоторые моряки покупали товары за рубежом, чтобы продать на родине. Неплохо зарабатывали на этом. Тогда еще шутка по Одессе ходила: «Может ли одесситка выйти замуж за крокодила? Да, если он плавает за границу».

Из порта Нагои «Ленинский комсомол» отправился во Владивосток. Заправившись, судно в балласте (попросту говоря, без груза) пересекло Тихий океан. И дальше через Панамский канал пошло на Кубу. В порту Сьенфуэгос корабль под завязку загрузили сахаром из тростника, сгребали его прямо бульдозерами. Далее – дорога домой, в Новороссийск. «Что интересно, рядом с четверным трюмом – машинное отделение, оно горячее. Так вот сахар-сырец застыл, его уже нельзя было выгрузить, пришлось отбойными молотками отбивать».

Этот рейс памятен для Анатолия Петровича и тем, что судно пересекло 180-й меридиан – линию смены дат. «Весь земной шар разбит на 24 часовых пояса: нулевой (Гринвичский) меридиан, 11 поясов – на запад, 11 – на восток и между ними 12 общий. Если судно идет в том направлении, в котором вращается Земля (с запада на восток), получаются лишние сутки. 16 апреля мы пересекли линию смены дат и у нас было две субботы! А если бы шли наоборот, с востока на запад – один день должен был выпасть и после, например, 14-го числа шло бы 13-е».

Чуть не утонули в шторм

– Вы 88 дней были в рейсе, из них 77 – в море. Не было ли трудностей? Все-таки столько дней вдали от земли...

– Нет. Такой рейс – привычное дело. Уходят и на больший срок.

– Просто ли стать моряком?

– При поступлении в «мореходку» все проходят очень строгую медкомиссию. Каждый год ее повторяют. Кроме этого, уходя в рейс, нужно вновь пройти медкомиссию, сдать экзамены.

– А политический момент? Ведь в СССР не каждого выпускали за границу.

– Перед тем как открыть визу, смотрели всех твоих родственников до третьего колена, проверяли, есть ли родные за рубежом. Всем этим занимался КГБ.

Теплоход «Ленинский комсомол» во время шторма
Теплоход «Ленинский комсомол» во время шторма

– Общались с моряками с других судов?

– Да. Например, в Англии нас пригласили в гости на шотландское судно. Пробыли там два часа, нас угощали виски. Проблем в общении не было: я, конечно, не в совершенстве знаю английский, но меня вполне понимали.

– Кроме «кругосветки», какие еще походы запомнилось?

– Из Новороссийска привезли груз на Кубу и в балласте отправились через Бермудский треугольник в Канаду. Зашли в залив Святого Лаврентия. Вода уже была покрыта льдом, дело на Новый год. Шли по снежной целине без единого следа. Как оказалось, мы первыми в новом году зашли в порт. За это наш капитан получил золотую трость – такая там традиция.

В Канаде загрузились зерном по максимуму. Даже твиндеку – высокую часть трюма – загрузили, сверху положив мешки. Взяли курс на Ленинград и в Северной Атлантике попали в сильный шторм. Волна била по корме. А когда она сильно бьет, судно рыскает, может отклониться от курса. В очередной раз ударило – выбило руль, корабль встал бортом к волне. Еще удар! Зерно пересыпалось, появился динамический крен – 52 градуса, считай, критический. На кухне загрохотала посуда, у капитана на 12-метровой высоте выбило иллюминатор и залило каюту... Уже потом появился постоянный крен – 28 градусов.

Связались с Одессой, спрашиваем: «Что делать?» Нам говорят: «Выбирайтесь из шторма, идите на юг». Взяли лопаты, перегружали зерно, устраняя крен. Как потом узнали, в этот же день в том шторме затонул рудовоз «Усолье».

– Где из 36 стран больше всего понравилось, что удивляло?

– Сингапур – хорошая страна, во всем порядок. Брось мимо урны окурок – получишь штраф в 100 местных долларов (50$). В Японии очень чисто, население – самое доброжелательное. В Амстердаме (Голландия) удивил квартал «красных фонарей»: в витринах сидят проститутки, кто-то книжку читает, кто-то вяжет... В Италии, конечно, запомнилась Венеция, был там дважды. На острове Сицилии поднимался на вулкан Этна. Там лунный ландшафт, ничего не растет, всюду застывшая лава. Кстати, через недельку после нас там началось извержение...

– Знаю, что вы собираете анекдоты и тосты. Думаю, в коллекции найдется и морской тост...

– Возвращается из рейса моряк, дает жене радиограмму: встречай! Приходят в порт, всех встречают, а его нет. Берет водку, шампанское и бегом домой. Слышит: музыка, веселье в доме. Заглядывает в замочную скважину: голая жена танцует на столе, вокруг парочки... Как ошпаренный выскочил из квартиры и к соседу: мол, беда. Тот его успокаивает: да это недоразумение, давай посидим, выпьем. Набрались, головы на стол упали. Моряк время от времени поднимает голову, горестно произносит: вот она такая-сякая, я ей радиограмму послал, а она такое вытворяет... Сосед приходит в себя, успокаивает: а может, она – честная, хорошая, любящая, просто радиограмму не получила! Друзья, так поднимем бокалы за то, чтобы наши жены всегда вовремя получали радиограммы о нашем возвращении, чтобы всегда ждали нас и не изменяли. За настоящих жен!

Александр ДЕМЧЕНКО, фото автора


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
© 2003–2018 «Друг для друга», г. Курск