Как в начале XX века молодежь пытались учить благонравию
113 лет назад власти Курска и педагогическая общественность пытались поддержать нравственный уровень молодого поколения с помощью внешкольного контроля за учащимися.
Несомненно, к такому шагу власть подтолкнули революционные события 1905–1907 годов Так, 12 февраля 1905 года учащиеся курских учебных заведений: гимназии, реального и землемерного училищ, учительской семинарии – вышли на мирную демонстрацию. Как писала большевистская газета «Вперед», «околоточные, городовые, переодетые стражники и подкупленные лабазники напали внезапно на учеников и многих избили до крови, до беспамятства».
Эта некрасивая история наделала много шума по всей империи, став предметом разбирательства в Министерстве внутренних дел. Архивные источники по этой теме хранятся в Государственном архиве РФ.
Неслучайно курский губернатор Михаил Гильхен в отчете царю за 1907 год с «искренним прискорбием» сообщал: «Молодое поколение по прочности и устойчивости своих этических начал, по своему развитию и знаниям, склонности к уважению закона и порядка стоит ниже предыдущих».
Впрочем, винить в этом молодежь власть местная, да и верховная не собиралась.
В большей степени ответственность за падение нравственного уровня юношей и девушек, угрожающее семейным и государственным началам, возлагалась на отцов, то есть старшее поколение.
Для выработки мер по повышению нравственного уровня молодежи в течение 1908 года в губернии состоялось несколько крупномасштабных совещаний в присутствии губернатора, попечителя Харьковского учебного округа и других высокопоставленных губернских чинов.
Сохранившиеся в архивном фонде Курской области материалы по этой животрепещущей теме позволяют познакомиться не только с аргументацией его участников, но и с итоговым документом, который будет, надеюсь, полезен и интересен и родителям, и педагогам, и чиновникам от образования.
По мнению тогдашних руководителей губернии и образования, упадок нравственности – это печальное явление – прежде всего было обусловлено развивающимся влиянием революционной печати и порнографических произведений, соблазнительных для неокрепшего нравственно юного поколения.
Среди причин, развращающих ум и душу учащихся, также назывались условия общественной жизни за последние годы: легкая доступность посещать трактиры, предосудительные танцевальные вечера, кутежи.
Участники совещания были единодушны в том, что зачастую подростки попадают под дурное влияние из-за ослабления авторитета родителей и воспитателей учащихся, из-за отсутствия или вялости внешкольного надзора.
Характерно, что все участники совещания неоднократно отмечали, что, например, «в поведении учащихся в Курской мужской классической гимназии и реальном училище и женской I и II гимназиях нет ничего особенно предосудительного, что вызывало бы необходимость в применении каких-либо экстренных мер».
Губернатор Гильхен был с этим солидарен, считая, что угрожающих размеров распущенность нравов в среде местной учащейся молодежи, конечно, не достигла, но она, однако, замечена в неодобрительном поведении в общественных местах. А потому может быть «стихийно вовлечена в общий грязный поток».
Главе губернии было невдомек, что некоторые молодые куряне уже сознательно, а не стихийно, встали на путь революционной борьбы. Так, опубликованные в марте–июне 1906 года денежные отчеты Курского комитета РСДРП свидетельствовали о том, что его поддерживали не только члены организации, но и учащаяся молодежь.
Организованный 17-летним учащимся реального училища Иосифом Дубровинским (партийная кличка Иннокентий) социал-демократический кружок учащейся молодежи просуществовал недолго и распался, но почивать на лаврах полиции было рано.
В это же время в землемерном училище Курска учился Владимир Бонч-Бруевич, где делал первые шаги в политической деятельности. Будущий ближайший помощник и фактический секретарь Владимира Ленина, как и товарищ Иннокентий, впоследствии стали видными деятелями революции. Бонч-Бруевич, например, стал управделами Совнаркома.
Власти полностью не понимали молодежной проблематики. Направить учащихся на путь уважения к наукам и труду решено было совместными усилиями общества и администрации. При этом действовать намеревались без крутых мер и с учетом «возможного бережного отношения к молодым силам, таящим в своих недрах лучшие задатки».
Выработанные меры обрели форму документа – пособия по повышению благонравия образца 1908 года – и были разосланы на места для исполнения.
Но, судя по событиям уже следующего десятилетия, в широком смысле это не особо помогло.
Анатолий Стрелков, политолог, кандидат исторических наук
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 25 (1392) от 22 июня 2021 года
Коронавирус в Курской области: рост заболеваемости, новые ограничения и очереди за прививкой
Главный внештатный уролог Курской области провел операции в Барнауле и Санкт-Петербурге
«Бревна потоками воды отбросило на сотни метров». Под Курском на деревню обрушился водопад
Шаттлы, танцующие роботы, «Тимоня-fest» и Мастеровой проспект. Чем удивит Курская Коренская ярмарка
Динамовки помогли своим сборным выйти в плей-офф Евробаскета