Водяные и русалки жили в курских реках
Реки и озера всегда привлекали наших предков. Где водоемы – там и жизнь. Неудивительно, что в Курской губернии XIX – начала XX веков знали множество сказаний о человекоподобных существах, обитавших в воде. Духи не только пугали, наказывали. Водяные, русалки помогали курянам. Верить в существование необычных подводных обитателей – дело личное, но свидетельства очевидцев, легенды заставляют задуматься, что сказочное могло быть и реальным.
Съели Водяного
В начале XX века среди жителей Русановской слободы (ныне Фатежский район) ходила легенда о щуке-мутанте, которую местные жители выловили в реке Усоже. Рыба попалась невероятных размеров, обросла водорослями, была густо покрыта тиной. Рыбаки пошутили между собой: мол, Водяного поймали. В их словах была доля правды. По преданию, именно в щуку любит обращаться хозяин вод.
Как писал в XIX веке курский этнограф-любитель Алексей Машкин, по поверьям способность к оборотничеству имеют черт, Леший, Водяной (он же – болотный черт, «анчибал»), а также колдуны, ведьмы: «В проточных водах и особенно часто «на омутах» (глубокие места) встречаются оборотни в виде рыбы; при этом они обыкновенно «по воде стоят», то есть «хвостом встречу воды». В обычном же состоянии Водяной – это человекоподобное существо, которое похоже на дряхлого старика с длинной бородой и огромным животом.
Впрочем, фатежским рыбакам было не до сказок-присказок: по легенде, щуку-водяного мужики разделили между собой, сварили уху. Вот только горькой она оказалась, что, конечно, было дурным знаком. Через некоторое время после грандиозного улова в Усоже утонул молодой парень: нырнул и не выплыл. Тело так и не нашли. Потом рыба стала погибать в реке. Среди местных поползли слухи, дескать, Водяной мстит, надо бы задобрить хозяина рек.
Делали это так: перед началом лова «угощали» Водяного едой, бросали в водоем хлебные крошки, посуду с остатками спиртного. В Курской, Тамбовской губерниях клали в реки горстку табака со словами: «На тебе табачку, а нам дай рыбки». Возвращали Водяному и первую выловленную рыбу или часть улова.
Одаривали духа не только рыбаки, но и крестьяне, жившие у рек и озер. Весной, когда, по поверью, Водяной просыпался, бросали в воду, к примеру, петуха, мед, масло, хлеб, просили удачи для своей семьи. В Курской, Орловской губерниях отмечены факты, когда в реки вываливали возы испорченного хлеба, чтобы Водяному было чем питаться.
Нередко Водяного винили в эпидемиях, стихийных бедствиях. Например, наводнение крестьяне объяснили азартной натурой духа: якобы проиграл в карты всю рыбу в своем водоеме другому Водяному, теперь перегоняет ее в новую реку-озеро.
Пошел к русалкам голым да с двумя крестами
Еще одно мифическое подводное существо, известное нашим предкам, – русалка. В Курской губернии бытовало поверье, будто в них перевоплощались души утопленниц. У жителей разных регионов образ русалки разнится: от нагой привлекательной девушки, которая зазывает к себе молодых парней красивыми песнями, а потом до смерти щекочет, до отвратительной «водянихи» с обвисшей грудью и длинными черными волосами, которые она то и дело расчесывает либо медным, а как вариант – железным, золотым гребнем.
Причем нет упоминаний, что эти существа имели рыбьи хвосты, как многие привыкли думать. По-разному их и называют: чертовка, шутовка, хитка, лобаста и даже лешачиха. А роднит русалок, скажем, Центральной России и Севера, – желание опекать поля, леса, водоемы.
В одной из курских легенд, связанных с урочищем Хохлов лес, упоминаются русалки. Из байки следует, что в первой половине XIX века помещик деревни Ишутино выиграл в карты 15 крепостных. Поселил их рядом со своим имением – у леса, расположенного на берегу реки Сейм. Переселенцы говорили на украинском, местные стали звать их хохлами.
Один из ишутинских парней влюбился в переселенку Арину, но барин был против такого союза. Тогда курянин сказал любимой, что пойдет в проклятое место к старому городищу, где, по преданию, зарыт клад с золотыми монетами. Ими он якобы и выкупит крепостную у помещика.
Ушел влюбленный. День его нет, другой, неделя прошла. Позже слух дошел до деревни Ишутино, будто бы парня русалки в реку утащили и защекотали до смерти. Узнав это, Арина бросилась с обрыва в реку. Тело ее не нашли.
С тех пор место это называют Хохлов лес (лог). Долго среди местных ходила байка, будто погибшая переселенка в образе русалки выходит на берег да жениха своего ищет, а девкам молодым строит пакости.
Как пишет российский этнограф Дмитрий Зеленин, считалось, что русалки крадут у заснувших без молитвы женщин полотно, холсты, нитки. Пряжу наматывают на ветви деревьев, раскачиваются на ней и поют «хвастливые песни». Среди курских крестьян считалось, что в среду после дня сошествия Святого Духа нельзя «холсты белить» (расстилать на солнце), иначе ветер унесет. Часто потом холсты находили около водоемов. Не иначе как происки русалок!
В Обоянском уезде первый день Петровского поста называли «перегры»: по мнению наших предков, в этот день русалки играли и расчесывали волосы. «Если кто-нибудь из людей будет работать «на перегры», то русалки его защекочут. Главным образом крестьянки боятся в этот день полоскать белье на реке», – писал этнограф Машкин.
Можно было увидеть русалок и на «воробьиные ночи» накануне Ивана Купалы. В Обоянском уезде им давали следующее определение: «короткие ночи около 10 июня», «время, которого достаточно для сна воробьям». В эти дни, по поверью, проходят свадьбы и танцы у русалок.
На Ивана Купалу парням стоит быть внимательнее, иначе подводные прелестницы утащат с собой в реку. Молодые люди вырезали себе по отменной дубине, дабы отбиваться от русалок.
Этнограф Зеленин в книге «Очерки русской мифологии: умершие неестественною смертью и русалки» приводит историю встречи с русалкой в Троицын день. Якобы один паренек захотел посмотреть на подводных мифических существ. Знахарь дал ему совет: перед тем как идти на реку, разденься догола, надень два креста: один на грудь, второй на спину.
«Русалки оттого нападают сзади, а не спереди, что боятся креста на груди; а как у тебя будет висеть крест и на спине, и притом ты будешь гол, то они будут играть с тобой, но до тебя не коснутся», – сказал знахарь.
Юноша последовал совету. Ночью вышел на берег реки, а там полно русалок: качаются на деревьях, водят хороводы, поют. «Все были голые. Тела их были белы, как снег; лица сияли, как полная луна; волосы светло-огненные кудрями падали по плечам», – пишет Зеленин.
Русалки заметили парня, остолбенели, а после стали водить вокруг него хороводы, пытаться дотронуться. Осмелел юнец, пустился в пляс с нечистью. Под утро русалки стали манить гостя в кусты, к высокой траве. «Им последовал парень. Но вдруг крест, висевший на спине, спал с него, – продолжает этнограф. – Русалки схватили его сзади под мышки и начали щекотать. Он хохотал до тех пор, пока не упал замертво».
Русалки взяли молодого человека на руки и понесли в его избу. Там одели, уложили спать. Долго еще судачили об истории парня селяне, однако прямых доказательств танцев с водными нимфами не было предоставлено
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Петр
15 декабря 2020, 00:14e-mail: dbllsh@mail.ruПочитайте "Леший по прозвищу "обезьяна"" Д.Ю. Баянова. Вопрос "кто такие русалки, лешие, водяные" раскрывается совершенно с неожиданной стороны, очень просто, обосновано, логично.
Вся эта "нечисть" — не плод воображения, но ее количество сильно поубавилось. Давно возникла необходимость в ее научной видовой классификации. Подобно тому, как для дикарей индонезийских лесов, реальная, живая обезьяна-орангутан являлся мистическим духом леса, для нас такую же роль играет другая обезьяна (или полуобезьяна — кто её знает ?).