Юбилей курского картинга
Глядя на старые пожелтевшие фото, запечатлевшие мгновения соревнований, тяжелых каждодневных тренировок, кропотливого труда над созданием своего «лучшего в мире автомобиля», лица конструкторов и спортсменов, невольно ощущаешь гордость за Курск, подаривший России маленькое «авточудо» – карт. 50 лет назад в тесной мастерской Дворца пионеров и школьников тогдашние мальчишки под руководством талантливого мастера Льва Кононова сотворили первый микроавтомобиль
В начале далеких 1960-х автомобильный мир с уважением заговорил о нашем городе, о славных умельцах и мастерах «крутых виражей». Долгие годы, особенно после строительства у нас первого в России картодрома, Курск оставался Меккой для многих советских гонщиков. Они приезжали сюда оттачивать мастерство Были у курян и яркие победы, и горькие поражения, годы небывалого взлета и глухого забвения, но сегодня наш картинг вновь на подъеме!
Рождение «мыльных ящиков»
Есть несколько версий того, когда и как зародился картинг, тем более, что этот вид спорта в младенческом возрасте имел разные названия. Например, во время Второй мировой войны летчики американских военных баз, чтобы скоротать свободное от полетов время, соревновались в езде на маленьких тележках, оснащенных небольшими моторчиками. Еще раньше, в 1930-е годы, в США ежегодно проводили популярные среди подростков 10–15 лет соревнования на тележках по наклонным трассам, похожие на современный бобслей. Их называли «гонки мыльных ящиков».
В ноябре 1955-го в журнале «Popular mechanics» появилась небольшая заметка «Дорогу микромиджетам», сообщавшая, что в городе Фениксе у мальчишек появилась оригинальная идея оснастить «мыльные ящики» бензиновыми моторами от старых стиральных машин мощностью 0,75 лошадиной силы. И «ящики» поехали самостоятельно. Да так резво, что уже через три года добрались до Старого Света – созданная первым взрослым автогонщиком Даффи Ливингстоном фирма «Го карт Компани» поставила в Европу пять новеньких автомобилей, названных гоу-картами (самоходными тележками)...
От самоката к микроавтомобилю
Наши мальчишки предвоенных лет тоже были не лыком шиты. Старожилы вспоминают, как с приходом в город весны оживала от задорных детских голосов Красная площадь. Курские подростки начинали обкатку деревянных самокатов на асфальте у Первомайского парка и кинотеатра «Октябрь» (ныне – Знаменский собор). Долгими зимними вечерами они кропотливо мастерили свои машины, спорили, учились друг у друга, хвастались своей «совершенной» моделью. А она была проста в изготовлении: несколько неотесанных досок, подогнанных под определенный размер, и четыре отработанных тракторных подшипника. И всё!
Правда, кое-кто из ребят, более умелых в столярном деле, умудрялся приспособить на своих самокатах сиденье и спинку из отслуживших свой век стульев... Словом, «голь на выдумку хитра». И до позднего вечера, оглашая округу грохотом и визгом, детвора носилась на своих «автомобилях» по Красной площади. А некоторые, особо азартные «авантюристы» устраивали ночные гонки на спуске от Красной площади к Центральному рынку.
Великая Отечественная война стала суровым испытанием для миллионов мальчишек. Она закалила их, научила любить свою Родину, защищать ее и трудиться во имя ее процветания. Не в этом ли кроется неудержимая тяга подростков тех лет к технике, авиации, автомобиле- и судостроению, техническим видам спорта?
В сентябре 1958 года к директору Курского Дворца пионеров и школьников Михаилу Немежанскому пришел молодой инженер, спортсмен и тренер Лев Кононов. Попросил выделить ему помещение для работы над спортивным автомобилем с пластиковым кузовом. Глаза парня горели творческим азартом, и Немежанский не мог отказать, лишь поставил условие – организовать кружок юных техников по автоделу. Желающих заниматься было «хоть отбавляй». Лев Сергеевич оказался Учителем от Бога и непререкаемым авторитетом для пришедших к нему мальчишек. Строгий и требовательный, честный и справедливый, преданный своему делу, он имел золотые руки.
Уже через год работы талантливого инженера-конструктора с увлеченными делом пацанами принес первые плоды. По чертежам Кононова мальчишки сконструировали и построили первые микроавтомобили. Один из них 7 ноября 1959 года увидели все куряне: он уверенно, на приличной скорости проехал по Красной площади (и был удостоен бронзовой медали ВДНХ). Машину вели лучшие рабочие-школьники пионерского завода микролитражных автомобилей (ПЗМА), созданного Кононовым на базе Дворца. Скупое осеннее солнце отражалось в крупных латунных буквах «Курск», украшавших гладкие бока микроавтомобиля...
Первый российский карт
Заметку о новом зарубежном виде автоспорта – картинге – Лев Сергеевич увидел в журнале «За рулем», показал ее своим воспитанникам. И те буквально загорелись новой идеей – создать собственную гоночную машину. Зимой 1961 года в мастерской ПЗМА был изготовлен первый в РСФСР спортивный «карт». Машины юные куряне строили из трубок, извлеченных из списанных самолетов, и двигателей от мотоциклов 50, 75, 125 кубических сантиметров. За один только год сделали 17 картов различной конструкции – мальчишки пытались найти наиболее удачное конструкторское решение.
Начало 1960-х стало отправной точкой спортивных достижений курских картингистов. Ежегодно ребята участвуют в различных соревнованиях республиканского и всесоюзного уровня. И побеждают! В сентябре 1962 года в Риге (Латвия) на первых Всесоюзных соревнованиях по картингу с участием более 100 спортсменов из восьми городов СССР куряне становятся первыми, получив специальный приз за лучшую конструкцию карта в классе машин до 50 куб. см. Еще через год наши спортсмены становятся пионерами в зимнем картинге, на соревнованиях в Ленинграде.
В начале 1970-х куряне освоили пьедестал почета на международных соревнованиях. В те годы костяк сборной СССР составляли наши картингисты. Яркой строкой в истории этого вида спорта остались имена курян Владимира Лыткина, Евгения Чертова, Владимира Трубникова, Николая Гончарова, Михаила Тодорова, Вячеслава Чуваева, братьев Комаровых За полвека с 1962 года наши земляки завоевали 34 «золотых», 25 «серебряных» и 23 «бронзовых» медали.
И сегодня у курских мальчишек интерес к картингу не иссяк. Период некоего спада в развитии этого вида спорта, вызванный неразберихой конца ХХ века, миновал. Новый виток в развитии курского картинга начался с появлением в городе детско-юношеского центра «Картинг» на улице Литовской. Там ежедневно занимаются более 300 учащихся. Ребята не только изучают устройство карта, правила дорожного движения, обучаются вождению автомобиля, но и приобретают такие морально-нравственные качества, как честность, благородство, доброта...
И налицо новые спортивные успехи курян. Даниил Суровцев, Антон Бубнов, Владимир Лыткин, Евгений Сошников, Максим Билаш с честью продолжают славные спортивные традиции. А значит, курский картинг живет и развивается...
Олег ПОЛЯКОВ