Диплом курскому режиссеру подписал Этуш
Андрей Золотухин – режиссер курского театра юного зрителя «Ровесник», создатель театра-студии «Два-три» – ныне работает художником-постановщиком в Москве.
Выпускник Щукинского театрального училища был удивлен, что нам удалось застать его в Курске. Приезжая на родину, он обычно никому не сообщает о своем визите, чтобы спокойно отдохнуть от столичной суеты, с родителями на даче. Но совсем скрыться от друзей и знакомых не удается.
– Честно говоря, не люблю давать интервью, считаю, что правильнее, когда о тебе говорят, а не сам рассказываешь о себе. Но, оказывается, «Друг для друга» – единственная газета, которую выписывает моя мама. Она сказала: «Сходи, поговори», послушал ее совета.
– Приезд на родину – отдых для вас?
– В первую очередь, я приезжаю, чтобы навестить своих родителей. Они уже пожилые, им нужны моя забота и внимание – на даче огород вскопаю, забор покрашу. Это и есть отдых для меня. Иногда приходится и потрудиться, например, недавно я работал в жюри на «Курской аномалии». Но и это скорее праздник, чем работа.
– Если сравнивать два города – Курск и Москву, какой вам ближе?
– Курск, без сомнений. Я здесь родился и вырос, и москвичом не стану никогда. Другое дело, что столица предоставляет больше возможностей для развития, творческого роста. Но и темп жизни там совсем другой – все на бегу: едят на бегу, работают на бегу, общаются на бегу, кругом толпы бегущих и снующих людей. Приезжаю в Курск – и город кажется таким спокойным, тихим, я даже сказал бы, сонным.
– Получилось войти в новый московский ритм жизни?
– А я в него не входил, я как бы над ним, как человек творческий нахожусь в свободном полете.
– Почему же вы все-таки уехали из родного Курска, ведь у вас был свой театр «Два-три»?
– Уехал доучиваться в Щукинское театральное училище, в которое когда-то поступил, но бросил. Мне позвонил преподаватель «Щуки» режиссер Михаил Борисов (ведущий телепрограммы «Русское лото») и предложил восстановиться. Я с радостью согласился, потому что каждому художнику нужен рост.
– Почему же не доучились в первый раз?
– Я поступил в Щукинское уже работающим режиссером, имея 2 поставленных мной спектакля. Вскоре с театром «Ровесник» уехал на гастроли в Германию, на сессию не успел, в общем, как говорится, «забил». Зато никогда не забуду свое 30-летие, которое отмечали в Германии, есть что вспомнить.
– Ваш дипломный спектакль принимал Владимир Этуш?
– Нет. Когда я поступил, ректором был Этуш, а когда заканчивал учиться, он уже перестал возглавлять институт, его сменил Народный артист Евгений Князев. Этуш приходил на все наши экзамены, в моем дипломе стоят две росписи: Этуша и Князева. Несмотря на возраст (85 лет), Владимир Этуш очень современный человек, любит молодежь, говорит, что она нисколько не изменилась, осталась прежней. Если же ему не нравится спектакль, показываемый студентами, он может сказать лишь одно слово: «Занавес», и представление на этом закончится.
– Какую пьесу решили поставить в качестве дипломной работы?
– Дипломный спектакль мне дался нелегко. Я взял весьма сложное для постановки произведение – «Соломею» Оскара Уайлда. Пьеса очень символична, музыкальна, практически, в стихах. Я понимал, что если не сейчас, то, наверное, больше никогда у меня не получится поставить ее. Чтобы спектакль состоялся, требовалось особое единение актеров, которое как раз было у ребят – моих однокурсников. Сегодня некоторые из них довольно известные артисты: Светлана Ходченкова (главная роль в фильме Говорухина «Благословите женщину»), Дмитрий Гизбрехт (актер театра «Ленком»), Александр Нестеренко, Оксана Колпакова... Времени на работу дали всего 1,5 месяца. Репетировали зачастую в коридорах училища, но все получилось, моя мечта сбылась, а для актеров дипломный спектакль стал просто праздником.
– И все-таки, почему, окончив режиссерский факультет, вы пошли работать не по специальности, а художником-постановщиком?
– Так сложилась жизнь, обстоятельства, после окончания театрального института мне пригодилось мое первое образование – я окончил худграф Курского пединститута. Предложили оформить экспериментальную постановку пьесы «А курица бац, и рука» в новом театре «Апортэ» на Тверской. Там нужно было из актеров сделать кур в курятнике, но в то же время чтобы это выглядело не слишком громоздко, естественно. Я сделал костюмы из обыкновенных свитеров с горлом, перевернул их и надел на актеров, подвязав горло внизу – получились замечательные куры. Вообще я приветствую минимализм в декорациях, ведь самое главное – игра актеров. Если зрители переживают во время спектакля: смеются, плачут, сердятся, задумываются, испытывают симпатию, ради этого стоит жить и работать.
После постановки в «Апортэ» посыпались разные предложения. Андрей работал в кино, в фильме «Месть» с участием Юлии Ромашиной и Олегом Леушиным, у режиссера Владимира Бортко в экранизации «Мастера и Маргариты», в различных антрепризах. Планов у Золотухина много, но пока он не хочет их раскрывать, боится спугнуть.
– А какое кино любите смотреть?
– Конечно, наше старое российское, еще люблю английское и французское, когда смотришь, и не знаешь, чем все закончится. Американское считаю коммерческим и бездумным. «А зори здесь тихие» – один из моих любимых фильмов. Когда Бричкина тонет, каждый раз слезы наворачиваются. Словом, я не очень современный человек. Из телеканалов предпочитаю «Культуру», иногда «НТВ». Компьютера у меня нет, что многих удивляет. Когда театр «Два-три» называли модным, меня это раздражало. Человек должен быть стильным, но когда ценность вещей становится выше духовных ценностей, это страшно.
– Если не хотите говорить о планах, скажите хотя бы, о чем мечтаете?
– Мечтаю поставить классику – «Чайку» Чехова, на классические произведения пока не посягал. Не каждый актер способен играть классику, перенестись в то неведомое нам время. Современников играть намного легче, ведь они живут среди нас, мы их видим каждый день и можем подсмотреть. А представить и сыграть человека XVIII–XIX веков гораздо сложнее.
Елена ДЯТЛОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Людмила Николаевна Посыпкина
21 сентября 2011, 23:00e-mail: L5012158@yandex.ru, город: Московская область, МалаховкаТак рада, что нашла сообщения о своём ученике — Андрее Золотухине. К счастью мне пришлось смотреть спектакли, где Андрей исполнял роли,причём — главные. И всегда это было великолепно. Это было в Курске. На спектакли всегда приходила его мама, Любовь Николаевна. Спектакль "Мастер и Маргарита" я смотрела в театре "Станиславского"., была в восторге. Неужели в его постановке принимал участие Андрей? Помню Андрея разумным, незаурядным юношей,безумно любящим театр. Интересно, в каких театрах он работает постановщиком. Желаю Андрею творчества и исполнения всех задумок.