Первые слова
Понимать язык ребенок начинает несколько раньше, чем произносить первые слова. Первые признаки понимания ребенком речи окружающих обнаруживаются около 8–9 месяцев.
Малыш начинает реагировать на смысл слов в речи взрослых, а не просто на интонацию. В 9–10 месяцев многие дети произносят первые слова: «мама», «папа», «ав», «ам-ам»...
Затем разрыв между тем, что ребенок понимает, и тем, что он может произнести, – значительно увеличивается. К году ребенок может произносить 2–4 слова, а понимать уже 40–50. Надо иметь в виду, что «говорение» к году не обязательно, необходимо иное: ребенок должен начать понимать речь взрослых, обращенную к нему.
Если развитие восприятия речи происходит более быстро и плавно, то развитие «говорения» – гораздо медленнее и скачкообразнее Сначала ребенок прибавляет к словарному запасу 1–6 слов в месяц. Это может длиться от полугода до года. Затем обычно возникает «лексический скачок», когда малыш начинает усваивать 8–12 слов в неделю, спустя еще 2–3 месяца – «лексический взрыв», когда усваивается 8–12 слов в день. Наконец становится практически невозможным разграничить активный и пассивный словарный запас ребенка.
Проверить, понимает ли он слова, не так-то просто. Некоторые дети очень рано, в 9–10 месяцев, выполняют просьбы взрослого «Дай мишку», а другие не делают, зато адекватно реагируют на вопрос «Где мишка?»: поворачивают голову к игрушке, хватают ее, следят взглядом за названным предметом. Понимание языка свидетельствует о нормальном речевом развитии ребенка, даже если тот долго не переходит к «говорению». Работа логопеда с «неговорящими» детьми начинается с проверки того, что именно ребенок понимает, так как пассивный словарный запас – основа активной речи.
Состав начального детского словаря неоднороден. В него входят, во-первых, нормативные слова, звуковая форма которых, как правило, упрощается, адаптируется ребенком. В основном это простые слова, обозначающие предметы, с которыми малыш так или иначе взаимодействует: вода, каша, кукла, молоко, мяч, носки, тапки, чай, яблоко... Языковое и интеллектуальное развитие детей взаимосвязано, и раньше других они начинают называть предметы, с которыми они производят какие-нибудь действия.
Во-вторых, это звукоподражательные и лепетноподобные слова «язык нянь» – «ав», «баба», «бай-бай», «бо-бо», «деда», «му», «мяу», «ням-ням»... Они содержат звуки, легкие для произношения, представляя по большей части соединение двух одинаковых слогов. Своеобразна и ритмическая структура: слоги, как правило, произносятся с одинаковым ударением. Это отвечает способностям маленького человека к выговариванию звуков – в начальных детских словах незаметно «подчеркивание» одного из слогов.
Опытные педагоги советуют: заинтересовавший ребенка предмет называть и полным, и упрощенным названием (ворона-кар). При этом в пассивный словарь попадают оба слова, а в активный – поначалу лишь одно, более фонетически легкое. Через некоторое время ребенок окажется способен произнести иной, более сложный вариант, и слово «перекочует» из пассива в актив. Некоторое время, в течение месяца-двух, оба варианта могут использоваться малышом параллельно, то есть он будет говорить то «гусь», то «га», то «кукла», то «ляля». Именно в этот период родителям нужно отказаться от употребления в своей речи слов «языка нянь», полностью перейдя на «взрослые» варианты слов. Когда это делать? Время вытеснения слов «языка нянь» нормативными словами варьируется от 1 года 8 месяцев до 2,5 лет.
Ранние детские слова не только звучат необычно, но и означают не то или не совсем то, что в речи взрослых. Поначалу слово для малыша является, по сути, именем собственным: чашкой он может назвать только свою чашечку, из которой пьет, мишкой – только того, с которым спит. В речи детей от года до двух, уже научившихся обобщать, происходит, кроме нормального, и ложное обобщение – расширение сферы использования слова, образование собственных переносных значений. Так, словом «ава» дети могут назвать не только собаку, но и многих других четвероногих животных; словом «сяй» (шар) – не только шары и шарики, но и мяч, родинку, вообще все округлое, а словом «тяй» – не только чай, но и компот, воду, а также чашку, чайник и самовар. В словаре полуторагодовалого ребенка расширенный смысл может иметь половина всех используемых слов!
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 23 (661) от 5 июня 2007 года
Стародворские колбасы: русские вкусы признаны лучшими в мире