«ДДД» в Дрездене: от «Сикстинской Мадонны» в рыцарский роман
Немецкий город Дрезден знаменит «Сикстинской Мадонной» работы Рафаэля и «Шоколадницей» Лиотара. Эти полотна хранятся в Дрезденской картинной галерее. На главной площади города – дворцовый ансамбль Цвингер. Из-за этого здания Саксонии в свое время завидовала вся Европа. Причудливую архитектуру и декоративную скульптуру венчает позолоченная корона на одном из входов в комплекс. Старый город в Дрездене очень компактный и сгруппирован вокруг Театральной площади с Дрезденской оперой в центре. Налево – Цвингер. Направо – резиденция правящей саксонской династии Веттинов. Вдоль реки Эльба – терраса Брюля, которую в Дрездене называют «балкон Европы».
Флоренция-на-Эльбе
Дрезден – столица федеральной земли Саксония. Один из самых прекрасных городов Германии еще называют «Флоренция-на-Эльбе». Этим город обязан своим правителям: королю Августу Сильному и его потомку Августу Смелому. При Августе Смелом был построен Цвингер, придворная католическая церковь Хофкирхе, церковь Фрауэнкирхе. Дрезден развивался, но мануфактуры размещали за пределами центра, чтобы не портить облик города. Жизнелюбивый король славился невероятной силой и любовью к женщинам. Самая знаменитая его фаворитка – графиня Коссель, для которой монарх возвел дворец возле своей резиденции, а потом соединил два здания крытой галереей. Во дворце графини Коссель сейчас отель «Кемпински».
Вечно нуждаясь в золоте, Август пригласил к себе алхимика Бёттгера и запер его в замке в Мейссене. Золота не добыли, зато открыли секрет изготовления фарфора, который прославил Мейссен и всю Саксонию. Золото щедро покрывает памятник королю Фридриху Августу I. Этот «Золотой рыцарь» – одна из многих достопримечательностей современного Дрездена.
Но главное достояние города – всемирно известная картинная галерея во дворце Цвингер, одно из крупнейших в мире собраний живописи. Это комплекс из 4 зданий, соединенных переходами. Название «Цвингер» придумали рабочие – так назывались остатки крепостных укреплений, на которых возводился дворец. «Идем строить цвингер», – говорили строители. Название прижилось.
История приобретения коллекций началась с правления саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого, который стал покупать различные раритеты и давать заказы таким художникам, как Кранах и Дюрер. Август Сильный продолжил традицию, решив создать свое собрание произведений искусства, не уступающее тем, что он видел в Италии и Франции. Результат усилий саксонских правителей видят сегодня миллионы людей.
Храм мировой живописи
Среди ценнейших экспонатов – «Сикстинская мадонна». Живописец Рафаэль Санти написал ее в 1515–1519 по заказу Папы Римского Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в итальянском городе Пьяченца. Есть мнение, что название картина получила из-за того, что на руке изображенного на картине святого Сикста якобы видны шесть пальцев. Но это лишь обман зрения. С анатомией на картине все в порядке. Просто Рафаэль тщательно выписал внутреннюю поверхность ладони. Это видно, если внимательно вглядеться в картину.
Среди шедевров Дрезденской галереи «Спящая Венера» Джорджоне – лучшее произведение венецианского художника. Работая над картиной, он умер от чумы. Заканчивал работу его друг и ученик Тициан, имевший репутацию лучшего портретиста Италии.
Дрезденское собрание работ Рембрандта насчитывает 15 картин. Среди них 2 автопортрета и несколько портретов Саскии – жены художника. Наиболее знаменит ее ранний портрет, написанный в 1633. Здесь же находится портрет, созданный за год до ее смерти. Неоднозначен «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Когда картину просветили рентгеном, выяснилось, что художник неоднократно перерисовывал ее. Вероятно, сперва на коленях мужчины была изображена женщина легкого поведения. Позже Рембрандт изменил лицо дамы на лицо своей жены, сидящей вполоборота к зрителю. Но слишком бросается в глаза не совсем естественный изгиб шеи и вся поза Саскии. А нижняя часть картины была доклеена позже.
Дрезденской галерее принадлежит знаменитая «Шоколадница» француза Жана-Этьена Лиотара. На картине изображена в профиль молодая камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада. Можно говорить о почти фотографической точности картины Лиотара. Художник работал в технике «пастель», очень распространенной в XVIII веке, владея ею в совершенстве. Применяя в «Шоколаднице» тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка и максимальной выпуклости объемов.
Билетик, купленный для входа в картинную галерею, действителен и в музее оружия. Там представлено все колюще-режуще-стреляющее оружие, доспехи, облачение рыцарей и их благородных скакунов. Здесь словно оживают страницы рыцарских романов – два всадника в полном облачении, направив копья друга на друга, вот-вот схлестнутся в стремительном броске! Фигуры воинов, кони, вооружение – все воспроизведено в мельчайших подробностях. Приковывает взгляд богатая отделка из золота и драгоценных камней и прекрасное состояние экспонатов.
Прогулка по террасе Брюль. Повсюду уличные музыканты, «оживающие статуи», с которыми можно сфотографироваться за монетку. По каменному мосту через Эльбу, построенному в XVII веке, идем к «Золотому всаднику», где начинаются обычные жилые кварталы современного города с магазинами, кафе. Русским туристам там рады. Многие немцы приветливо улыбаются, слыша нашу речь. Говорят, этому есть объяснение, связанное с галереей. Когда Дрезден подвергся бомбардировке американской авиации, ее здание было разрушено, но картины заблаговременно спрятали в укрытии. Поскольку многие шедевры оказались в аварийном состоянии, их спасением занялись наши специалисты.
Елена ДОЛЖЕНКОВА, Дрезден
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 51 (637) от 19 декабря 2006 года
Новогодняя сказка в Курске для маленьких курян в детском магазине «Милашка»