Кулачные бои – старинная курская забава
«Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге » – писали «Воронежские губернские ведомости» в 1851 году. Подраться на Руси любили в самые стародавние времена. И мутузили друг дружку часто не по злобе и не с перепою, а шутки ради, от избытка переполнявших русского человека чувств.
Кулачный бой, он честный самый
АнглиЧане гордЯтсЯ тем, что их страна в XIX веке стала родиной бокса, той же, пусть регламентированной и возведенной в ранг искусства, но драки. Однако за много веков до этого русские выработали свои правила кулачного боя, по сравнению со многими современными единоборствами порой выглядящие либеральными. Нельзя было бить «под микитки», то есть в подвздошье или в висок, поскольку удар мог привести к летальному исходу. Запрещалось использовать кастет или прятать в рукавицу какой-нибудь предмет («закладку»), надо было щадить «причинные места»...
Существовало 4 вида кулачных ристалищ: «стенка на стенку», «один на один», поединок «на удар» и «сцеплялка-свалка». Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые «записные бойцы»). Каждая «стенка» имела и предводителя – «надежу-бойца», который, как правило, руководил действиями и осуществлял прорывы. Именно для стеношного боя характерны правила, знакомые каждому русскому мужику с детства: не бить в спину, лежачего или того, на ком кровь. Следующими по популярности были схватки «сам на сам» (один на один) – зрелище, привычное и нашим современникам. В поединке «на удар» принимали участие наиболее сильные бойцы. Соперники по очереди обменивались ударами. Уходить или препятствовать им запрещалось. Существовала техника принятия мощного кулака, чтобы он не ломал кости и не рвал мышцы. Овладеть этими приемами мог далеко не каждый. Русские былинные богатыри, если и соревнуются без оружия, то именно в этой манере, поочередно загоняя друг друга в землю «по колено».
Характерная деталь, свойственная только русским разновидностям кулачного боя: очень часто он происходил под веселую музыку: гудки, сопелки, рожки, позже – под гармошку. Самым знаменитым бойцом на Руси можно считать современника Александра Невского, Василия Буслаева, про которого в Новгороде сложено немало сказок и былин. Но власти уже тогда старались искоренить кулачную забаву. В правиле митрополита Кирилла от 1274 года (Буслаев к тому времени еще мог здравствовать) значилось, что участники мордобоя «да изгнани будут от святых божьих церквей», а убитые в кулачных боях «прокляти и всей век и в будущий». Но даже страх быть отлученным от церкви не останавливал любителей «помериться силушкой». Это было непростое для России время – разгар татаро-монгольского ига. Кстати, татары быстро переняли эту традицию у русских и долго славились как «знатные» бойцы. Полное запрещение национального спорта вошло в Свод российских Законов императора Николая I только в 1832 году: «Кулачные бои, как забавы вредныя, – вовсе запрещаются». Но это мало повлияло на ситуацию
А мои куряне – бойцы бывалые
В курских краЯх тоже любили с душой помутузить друг друга. Купчинский в работе «Курск и куряне» (1906 год) упоминает о народной «потехе», что устраивалась на окраине города в конце улицы Раздельной в день святых Петра и Павла, наряду с народным гуляньем. «Не обходилось без кулачного боя, который прекращался, только когда многие уже были избиты. Кажется, вследствие этого гуляние и было упразднено Чтобы разогнать бойцов иногда даже посылались из города пожарные команды».
Газета «Курские губернские ведомости» в 1913 году сообщала: «В слободе Казацкой издавна существует варварское развлечение, а именно кулачные бои. Кулачки происходят почти каждое воскресенье, а по большим праздникам побоища принимают довольно крупные размеры – особенно на Масленицу. В качестве застрельщиков являются, конечно, мальчишки, а противные партии стоят и смотрят, чья возьмет. Когда побежденная сторона пускается в бегство, на ее защиту выбегают взрослые и под конец начинается потеха: трещат ребра и скулы, вскакивают синяки и шишки, а нередко вылетают и зубы. Это дикое развлечение служит надолго предметом разговоров горожан».
Продолжались кулачные забавы и после революции. «Курская правда» в 1925 году писала: «Вечером 21 июля в бывшем Гофманском саду (угол Чикинской и Семеновской) был устроен грандиозный кулачный бой. Принимало участие не менее 200 человек, начиная от 10-летних ребятишек и кончая «почетными» бородачами. Немало здесь выбитых зубов и свороченых скул. Только усилиями милиции дальнейшее «кровопролитие» удалось прекратить».
Кулачные бои по старым правилам в курском крае устраивались вплоть до 1950–60 годов. В отрочестве и автор этих строк принимал участие в битвах «стенка на стенку» в составе «сборной команды» Казацкой слободы против остального «города». В 1951 году в заметке в «КП» И. Фадькин с возмущением описывал традицию кулачных боев в Дмитриеве. «Кулачная потасовка длилась с 10 часов утра до 5 часов вечера. Произошло это в один из мартовских воскресных дней на берегу небольшой речушки Крупка, куда собрались кулачные бойцы – жители деревни Ладыгино и города Дмитриева. Посмотреть на это необычное зрелище пришло больше трех тысяч человек Как говорят, бой прошел благополучно: обошлось синяками и шишками. По рассказам местных жителей, до войны были случаи, когда убивали насмерть. К участию в этих побоищах привлекаются и дети – учащиеся школ». Дмитровцы удостаивали чести подраться с ними все окрестные села: в январе – с жителями Крупца и Фокино, в марте – с жителями Ладыгино. Судя по историческим хроникам, кулачная потеха имела древние корни, уходящие в седую старину
Виктор КРЮКОВ