Легендарные разбойники Курского края
О курских разбойниках слагали легенды, их имена упоминаются во многих литературных произведениях Это и неудивительно: наша губерния всегда была приграничной, через нее пролегали торговые пути – как тут не выйти на «большую дорогу». Причем разбойничали не только «профессиональные» бандиты, коих в нашем крае хватало, но и местное население. Крестьяне считали воровской промысел обычным делом, не чураясь улучшать свое материальное положение грабежом.
О самых известных разбойниках губернии и их нравах нам рассказал ученый секретарь областного археологического музея Андрей Шпилев.
Помещичьи войны длились годами
В архивах хранитсЯ дело, датируемое концом XVIII века. Двух жителей одного села, которые вели лошадей, повстречали соседи, избившие мужиков и забравшие скотину. Очнувшись, крестьяне бросились за помощью к помещику, тот снарядил погоню, по следам вышли на грабителей. Но защищать «добычу» вышла практически вся деревня: с колами, вилами они не дали обыскать конюшню
Другой случай. Однажды житель деревни Роговая, что под Курском, продал дрова. На вырученные деньги отправился в кабак, где спустил почти все свое «богатство». Под хмельком вышел из заведения и увидел бочку вина на телеге. Вот что потом он писал в объяснительной: «На телеге сидел мужик. Я спросил его: «Что ты за человек?» Тот ничего не ответил и бросился бежать. Осталась лошадь, телега и бочка. Чтобы их не оставлять на дороге, забрал к себе домой». Бочонок с вином мужик зарыл в огороде и уже мечтал о приятной хмельной жизни, когда нагрянули судья и пристав. Крестьянин не растерялся, тут же заявив, что собирался сдать вино в полицию. Мол, осознаю свою вину Вино забрали и отдали в казенный кабак. Мужичок отделался легким испугом.
Помимо безобидных одиночек, Курщину оккупировали и серьезные шайки грабителей. Зачастую их возглавляли помещики (называли их «воропаны» – вроде и вор, но в то же время и пан), которые собирали своих крестьян и выходили на большую дорогу. Кстати, в 18-м веке не редкостью были настоящие помещичьи войны. Когда ругались два барина, крестьяне, зная об этом, спокойно совершали набеги на соседей. Даже брали в плен, чтобы потом требовать выкуп. Убивать – не убивали, но калечили друг друга сильно. Тогда это не считалось разбоем – просто ссорятся два помещика. Если полюбовно проблема не решалась, такие войны тянулись десятилетиями.
Иногда банды возглавляли помещицы. Причем руководили они отнюдь не маленькими шайками. Так, в подчинении у одной было человек 50, у другой – за 70.
– Вряд ли женщины убивали людей, – говорит Шпилев. – Скорее, грабили для куража. Дело в том, что грабежи местные власти старались прикрывать, а вот пролитие крови никак не скроешь. Но все же одну банду, возглавляемую женщиной, власти разгромили. Атаманшу наказали, но оригинально. Ей приказали «сказаться мертвой и не выезжать из имения». Всем объявили, что она погибла. Кому нужно, знали, что она жива-здорова и наведывались к ней в гости.
Одним из излюбленных мест разбойников был лес в Золотухинском районе, недалеко от Коренной пустыни. Сохранились даже воспоминания курянина, жившего в 18-м веке. Он писал, что проезжая через темный и мрачный лес, постоянно встречал разломанные и разбитые телеги, некогда составлявшие торговые караваны.
Вор №1 Кудеяр
Пожалуй, самый известный и легендарный разбойник – атаман Кудеяр, живший во времена Ивана Грозного. Есть две легенды, кто он такой. Самая распространенная: Кудеяр – старший брат Ивана Грозного. Предание гласит, что у Василия III долго не было детей, он развелся с женой Соломонией и отправил ее в монастырь. Сам женился на Елене Глинской, которая и родила ему Ивана. Соломония же в монастыре якобы родила сына Юрия. По легенде, во время одного из татарских набегов мальчишку захватили в плен. Родственники Глинской отказались его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство – еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия не убили, а дали ему другое имя – Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить старшему брату.
По второй версии, бытовавшей среди курского помещичьего рода Марковых, Кудеяр был из их семейства. Некогда любимец Ивана Грозного после ссоры стал врагом царя. Грозный, вроде бы, так осерчал на бывшего фаворита, что убил жену Кудеяра и приготовил из нее угощение для «друга». Поняв, что его ждет плаха, Кудеяр решил бежать. Осел он в Курской губернии, где грабил проезжавшие царские и торговые обозы, нападал на послов, уничтожал небольшие воинские формирования. То есть, по сути, вел партизанскую войну. Один из потомков Марковых позже напишет, что в их родовом поместье иногда появляется привидение Кудеяра. Это якобы предвещает смерть.
Объединяет легенды одно: когда Грозный умер, у Кудеяра пропал смысл мстить ему, он постригся в монахи и дожил свои дни в монастыре под именем Питирим. Чтобы искупить злодеяния, Кудеяр пилил вековой дуб мечом, которым убивал людей, но никак не мог справиться с деревом. Как только он окончательно усмирил свою гордыню, дуб сам упал. Местные старожилы утверждают, что дуб этот рос под Курчатовом, на месте так называемой Кудеяровой горы. Мол, когда археологи вели там раскопки, нашли дуб
– Легенда переплелась с реальностью, – поясняет Андрей Шпилев. – Археологи действительно там работали, но никакого дуба не нашли.
Кулика подвел сервиз Екатерины
Второй известный грабитель – суджанский дворянин Кулик. Он действовал с размахом: его большая шайка делилась на три группы. Одна вместе с Куликом сидела под Суджей, вторая – под Большесолдатским, третья часть базировалась на месте современного Кореневского района. Когда шел большой караван, с которым одна группа не могла справиться, те посылали гонцов за подмогой, шайка объединялась и нападала сообща. Местные власти знали о Кулике, но особого усердия в его поимке не предпринимали. Так продолжалось долго, но однажды удача отвернулась от атамана. Он разбил торговый караван, следовавший в Крым. Среди добычи оказался серебряный сервиз – подарок императрицы Екатерины фавориту Потемкину. Тогда сервизы были не то что сейчас – на 200 персон, чашки, тарелки, вилки, ложки. Скрыть этого власти не смогли, вышел указ прекратить безобразия Куликовой шайки. Есть несколько версий смерти предводителя: по одной – он погиб в бою, по другой – его колесовали в Ахтырске (Сумская область), по третьей – четвертовали в Судже. Приказали лес, где он сидел, вырубить на определенное расстояние от дороги и поставить караул из местных жителей: 10 человек ночью, 2–3 – днем, чтобы разбойники не появились снова.
Существуют легенды и об укрытых Куликом сокровищах. Мол, в оврагах, недалеко от мест, где он разбойничал, есть погреба, где спрятано награбленное. В сообщении из Суджанского уезда, датируемом 1887 годом, говорится, что крестьяне находили глиняные сосуды, наполненные старинными монетами. Есть легенда и про другой клад, спрятанный в нескольких километрах от Большесолдатского. Якобы разбойники лет 200 назад захватили целый обоз с золотом и закопали его в лесу. До сих пор люди бродят по тем местам, вооружившись металлоискателями, в надежде найти богатство.
Уводили в лес крестьянок и дворян
От грабежа к грабежу вечно пьяные разбойники вели беззаботную жизнь. В принципе, они не обижали местных крестьян, даже отдавали им часть награбленного. Но селян приводило в бешенство, что разбойники время от времени забирали у них женщин и девок для своих утех. Жили разбойники не только грабежами, но и за счет местных помещиков. Отправляли им письма с «просьбой» предоставить еду и питье. Указывали, в какой срок и куда доставить провизию. Помещики, не желавшие проблем, требования выполняли, но встречались и строптивые. Тогда разбойники нападали на поместья, громили усадьбу, грабили, издевались над помещиками, наглядно показывая другим, что проще и дешевле откупиться. Дворяне побаивались «лесных жителей», стараясь не попадаться им на глаза. Если разбойники ловили помещика, его увозили в лес, чтобы вволю покуражиться. До убийства, как правило, дело не доходило: зачем уничтожать курицу, несущую золотые яйца? Сейчас трудно сказать, что делали десятки пьяных мужиков с холеным дворянином. Когда их фантазия иссякала, они просто раздевали помещика догола и отпускали домой.
Официально с разбоями на курских дорогах было покончено в 60-е годы 19-го века. Тогда устроили спецоперацию: пустили слух, что мимо Курска пройдет обоз с водкой. Разбойники не могли оставить это без внимания и напали на караван. Но под рогожами сидели вооруженные солдаты. Из разбойников часть убили, часть арестовали, а главарей повесили в крупных городах: Курске, Щиграх, Рыльске – для устрашения.
Марина РОМАНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Valentina
22 сентября 2016, 17:27e-mail: Labuninavalentina@me.com, город: Санкт-ПетербургБлагодарю вас за интересную информацию о Кудеяре. Это наша история.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 48 (530) от 30 ноября 2004 года
До выхода календаря «Русского радио» остались считанные дни!