Битва за 7-рублевый проезд
Вопрос о повышении тарифа на проезд в «маршрутках» пока остается нерешенным. С четырех до семи часов вечера в пятницу, 10 сентября, частные перевозчики, как и обещали, провели «показательную» акцию. Жители Курска на собственном опыте убедились, как тяжело будет добираться домой в случае, если на маршрутах останутся только «муниципалы» – трамваи, троллейбусы и немногочисленные автобусы.
На остановках собирались толпы народа – муниципальный транспорт не справлялся с нагрузкой. Хотя, с другой стороны, дороги в черте города заметно «разгрузились» – даже в «час пик» не возникало пробок. Как известно, с 15 сентября перевозчики намерены повысить плату за проезд в частных «Газелях» и «ПАЗиках» до 7 рублей. Скорее всего, так оно и будет. Ведь никакого реального административного наказания к «маршрутчикам» власти применить не могут. Объясняется все просто: сегодняшний пятирублевый тариф ни в одном документе не регламентирован, а потому тоже считается «незаконным». Такой вот парадокс. Единственное, что может предпринять городская администрация, – расторгнуть договоры с «маршрутчиками».
– Создается впечатление, что частные перевозчики пытаются с помощью скандала во что бы то ни стало отстоять свои требования, – сообщила «ДДД» Галина Федорко, начальник управления цен Курской области. – Вместо того чтобы представить документы с экономическими обоснованиями повышения тарифов, они присылают нам «пустые» письма.
Напомним, чиновники и перевозчики расходятся во мнении о себестоимости проезда. По мнению администрации, затраты на провоз одного пассажира в «ПАЗе» составляют 3 рубля, в «Газели» – 3 рубля 80 копеек. Частники считают, что эти цифры занижены, поскольку «маршруток» в Курске явный переизбыток и пассажиров на всех просто не хватает. И приводят свои данные: 6,63 и 6,80, соответственно. По словам «маршрутчиков», если не повысить стоимость проезда, они попросту продолжат работать себе в убыток и в конце концов поставят машины на прикол. Или перейдут в разряд «нелегалов» – около 200 частных «Газелей» сегодня перевозят пассажиров, не заключив договоров с мэрией. Наказать их могут лишь символически. Чтобы до 15 сентября официально согласовать с властями 7-рублевую стоимость проезда, представители обществ частных перевозчиков предлагали провести независимую аудиторскую проверку работы маршрутных такси. Мы поинтересовались у Галины Федорко, будут ли делаться «фотографии» рабочего дня. Ведь с помощью них «маршрутчики» хотели доказать, что пассажиропоток на самом деле меньше, чем предполагает управление цен, рассчитывая себестоимость проезда.
– Еще весной «фотографию рабочего дня», снятую на видеокамеру, нам предоставил один из частных перевозчиков, – говорит Галина Григорьевна. – В соответствии с ней, коэффициент вместимости составил 582 человека в день, что близко к стандартам, использованным нами при расчете тарифов. Согласитесь, эти показатели далеки от тех «300 человек в день», о которых твердят «маршрутчики». На сегодняшний момент частники до сих пор не предоставили информации, реально подтверждающей их слова. Видимо, им есть, что скрывать.
P. S. В понедельник прошла информация о том, что владельцы «маршруток» в Курске продолжат акцию протеста. Мол, каждый день хозяева автобусов и микроавтобусов, входящие в состав некоммерческого партнерства «Общество частных перевозчиков», будут добиваться согласия властей города и области на повышение платы за проезд, «бастуя» с 16 до 19 часов – в это время горожане едут с работы. Однако вечером 13 сентября большинство «маршруток» ходили в обычном режиме. И по 5 рублей.
Ника ПАРФЁНОВА