Что делать, если остановили за проезд на красный
Проезд на красный сигнал светофора грозит штрафом и даже лишением прав. Но иногда такие нарушения могут быть вынужденными. Как действовать, что говорить сотрудникам ГИБДД и можно ли избежать наказания, объяснили эксперты портала «АвтоНьюс».
Привычка проскакивать на мигающий зеленый сигнал светофора может стоить водителям прав и ведет к риску попасть в ДТП. Если в момент завершения маневра загорится красный свет, автомобилисту грозит штраф в 1000 рублей, на него распространяется скидка 50%. При повторном совершении в течение года такое нарушение влечет штраф уже в 5 тысяч рублей или лишение прав на 4–6 месяцев, если такой проступок зафиксирует лично инспектор ГИБДД. Иногда автомобилисты уверяют, что проехали на красный вынужденно или же завершали маневр. Что говорить в таком случае сотруднику ГИБДД и есть ли шанс сохранить права, рассказали юристы и экс-инспектор.
Признаться, что совершил ошибку
Проезд на красный – серьезный проступок и обосновать его перед инспектором ГИБДД практически невозможно, уверен юрист Игорь Гришаков.
«Объяснить такое нарушение не получится никакими завершающими маневрами. Есть только один разрешающий сигнал светофора – зеленый. А загорающийся желтый – это уже запрещающий сигнал, – пояснил Гришаков в беседе с Autonews.ru. – Раньше я работал инспектором ДПС, и когда водители начинали говорить, что не успевали остановиться, то делали только хуже. Я всегда на это отвечал, что проезд на желтый – это уже нарушение. Штраф тут даже не обсуждается. И со спокойной совестью выписывал протоколы. Придумывать какие-то отмазки, разъяснения – бессмысленно».
По словам Гришакова, аргументы водителя о том, что он пытался пролететь перекресток только потому, что его вынуждал двигаться интенсивный поток сзади, также не состоятельны. Эксперт уверен: в таком случае лучше не докучать инспектору ГИБДД своими аргументами и честно признать нарушение. Его можно, например, объяснить, что впервые в этом районе и не успел сориентироваться. Если у водителя не окажется штрафов и при этом он будет вести себя спокойно и вежливо, у инспектора будет повод из собственных убеждений пойти водителю навстречу: просто предупредить его и не оформлять протокол.
«Если вы виноваты, не надо качать права. Это только может ухудшить положение водителя. Лучше сказать, что поняли, что нарушили, постараться это объяснить по-человечески. Пообещать быть внимательнее. Де-юре у инспектора будут все основания оформить протокол, но де-факто он может и отпустить водителя с предупреждением», – добавил юрист.
Обратить внимание на неожиданное препятствие на пути
Даже аккуратный и проезжающий на зеленый сигнал светофора водитель может стать случайным нарушителем ПДД, признал Гришаков. Это возможно, если на пути автомобиля другие участники движения начали выполнять опасные маневры, сами нарушили ПДД и создали затор, либо произошло ДТП. Тогда у автомобилиста могло уйти время, чтобы сориентироваться, как поступить. А зеленый сигнал тем временем переключится на красный, на который водитель и проехал. Это один из редких случаев, когда штрафовать водителя не за что, считает Гришаков. И на это обстоятельство можно смело указать инспектору ГИБДД.
«Бывает, что впереди кто-то затормозил по непонятным причинам, или только случилась какая-то авария, и надо ее объезжать. Это редкий случай, – объяснил Гришаков. – Об этом инспектору ГИБДД, конечно же, нужно сказать. Но если инспектор наблюдает за дорогой, он и так разберется в ситуации. Если он не обратил внимание на это, можно показать запись с видеорегистратора или же, если участники ДТП до сих пор на дороге, указать на них».
Пожаловаться на сломанный светофор
Еще один случай, когда водитель может случайно попасть в ловушку с проездом на красный – это неработающий светофор.
«Если светофор недавно перенастроили, а водитель привык ездить по-старому и не сориентировался, это не повод для инспектора простить нарушение, – отметил Гришаков. – Но если у светофора сбиваются фазы и красный загорается слишком быстро, то тут, конечно, инспектор должен не выписывать штраф, а разобраться с работой светофора. Но это точно единичные случаи, и винить во всем технику не получится».
Действовал в ситуации крайней необходимости
Если водитель проехал на красный в ситуации крайней необходимости, инспектор ГИБДД также должен пойти автомобилисту навстречу. Например, если водитель везет пассажира в тяжелом состоянии в больницу, указал ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала. В таком случае инспектор может даже помочь водителю скорее доехать до точки назначения. Опоздание на самолет здесь, конечно, не будет считаться форс-мажором. Но серьезная травма или тяжелое состояние пассажира под такое определение подходят.
«В КоАП есть понятие крайняя необходимость. Чтобы действия водителя подошли под это определение, нужно доказать, что избежать этого нарушения было невозможно либо что совершено нарушение для предотвращения более тяжелых последствий», – объяснил Мацала.
Возможно, на месте инспектор ГИБДД не согласится с этими доводами. Тогда их можно спокойно высказать на группе разбора или уже после – в суде. Для примера Мацала привел одно из решений районного суда Смоленска. Судья признал, что проехавший на красный сигнал водитель действовал в условиях крайней необходимости, так как в его автомобиле находился пассажир, которому требовалась срочная медицинская помощь.
Объяснить малозначительность проступка
Ситуации бывают разные: одно дело проехать на запрещающий сигнал светофора на оживленной улице и совсем другое – на пустынной дороге где-то за городом. Если автомобилист случайно отвлекся в такой ситуации и не обратил внимание на одиноко стоящий светофор, у него есть шанс отделаться предупреждением. В похожих случаях водитель может указать, что нарушение малозначительно, поскольку размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Приводить аргументы, скорее всего, придется в отделении ГИБДД в группе разбора. Если не получится, то уже в суде.
autonews.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (1406) от 28 сентября 2021 года
Деревянные настилы с МАФов на улице Ленина сняли для ремонта
Курянка в новом шоу ТНТ рассказала России о беспарашютном десантировании
Четырежды волевая ничья: 8 мячей в матче «Авангард» – «Динамо»
Абсолютно НОВЫЙ Volkswagen Taos уже в Курске: выезжай за рамки!
В Курчатове и 4 районах области повысили максимальный размер родительской платы за детсад
Прописан в квартире брата, но не проживаю. Должен ли платить за ЖКУ?