110 лет назад власти не допустили перевод управления железной дороги из Курска в Киев
3 января 1911 года губернатор Михаил Эдуардович Гильхен получил доверительное письмо из МВД от начальника главного управления по делам местного хозяйства. В нем сообщалось, что на общем собрании акционеров общества Московско-Киево-Воронежской железной дороги решено в 1913 году, ко времени окончания постройки линии «Одесса – Бахмач», перевести управление дороги из Курска в Киев. Так началась битва за дорогу.
В конце первого десятилетия XX века по Курску распространились слухи о том, что расположенное в губернском центре управление Московско-Киево-Воронежской дороги (МКВж.д.) будет переведено в Киев. Этому особо никто не верил, но на то были, на наш взгляд, достаточные основания.
В Курске управление акционерного общества МКВж.д. обосновалось с 17 сентября 1895 года. Перемещение управления дороги из Конотопа потребовало немалых средств. Так, на приобретение земли пустопорожней и с постройками общество израсходовало 150 тысяч рублей. Потратиться пришлось и Курску. По взаимной договоренности с руководством дороги город должен был на материальные нужды дороги заплатить 50 тысяч, но не сразу, а по 5000 ежегодно на протяжении 10 лет. К моменту появления слухов о переезде в Киев город исправно осуществлял платежи.
По мнению городской управы, перевод управления железной дороги из Конотопа положительно отразился на всех сторонах жизни Курска.
Во-первых, для удовлетворения потребностей служащих управления в квартирах было построено значительное число домов, и цена на городское недвижимое имущество возросла, во-вторых, расширились обороты различных торговых и промышленных предприятий, в-третьих, увеличилось поступление налогов в городскую казну, в-четвертых, возрос спрос на рабочую силу, особенно из беднейших слоев горожан.
Кроме того, за счет детей железнодорожников увеличилось число учащихся в учебных заведениях. Как следствие, в городе открылись три новых среднеучебных заведения и удвоилось число низших городских школ.
30 ноября 1910 года на общем собрании акционеров дороги было принято решение о перемещении управления из Курска в Киев, чтобы обеспечить успех эксплуатации дороги и, избрав для руководства наиболее центральный пункт сети, иметь быстроту «сношений с агентами» и более бдительный надзор за их деятельностью.
Также акционеры пришли к выводу, что управление дороги не имеет возможности в связи с расширением штата приобрести дополнительный дом площадью в 190 кв. сажень, поскольку в Курске такие здания отсутствуют. Строить же новые рискованно, ведь в случае упразднения управления в Курске продать ценное имущество специальной конструкции будет затруднительно.
Решение акционеров положило конец слухам о переводе управления в Киев. Реакция курской общественности была бурной и вполне ожидаемой: принять все зависящие меры, чтобы оставить управление дороги в Курске.
Такое решение приняла Курская городская Дума 14 января 1911 года. Чуть раньше, 9 января, на общее собрание пришли купцы. Стали укорять самих себя в том, что «этот слух мы оставили без проверки и в последнее время даже перестали говорить об этом, теперь же оказалось, что мы, благодаря своей незаботливости и своему равнодушию, принесли и себе, и вообще всему населению Курска страшный ущерб».
Купцы быстро подсчитали предполагаемые убытки после перевода управления из Курска. По их расчетам получалось, что в Курске проживают 3500 служащих и членов их семей. Жалованье служащие получают до 1,5 миллиона рублей в год, которые тратят в Курске. Наиболее состоятельные, а таких насчитывалось около 50 человек, обзавелись собственными домами. Кроме того, все линейные служащие постоянно по служебным делам «тяготели» к Курску, здесь делали закупки и заказы, развлекались, что также давало городу не одну сотню тысяч рублей.
По наблюдениям купцов, управление приносило городу выгоду и тем, что давало работу молодым курянам. Все это, по их мнению, создавало некоторый вид благополучия, и город «наш, хотя особенно и не развивался, но и не было явного упадка».
С уходом управления город потерпит ущерб 2,5 миллиона рублей, решили купцы, поэтому общее собрание постановило: приложить возможные старания, не жалея труда, и хлопотать, чтобы управление осталось в Курске».
Купеческое собрание поручило купеческому старосте Константину Ивановичу Соколовскому, его заместителю Николаю Алексеевичу Рязанцеву, секретарю Федору Ивановичу Халину «ходатайствовать, где и перед кем они найдут нужным по их усмотрению об оставлении управления дороги в Курске и ассигновать на могущие быть расходы по этому делу из общего купеческого капитала 300 рублей в полное их распоряжение...»
Отрицательно к переводу управления дороги отнеслось и мещанское общество. Губернатор, основываясь на общественном мнении, направил телеграмму министру путей сообщения с просьбой приостановить утверждение постановления общего собрания акционеров дороги о переводе управления дороги в Киев.
Одновременно губернатор направил письмо начальнику главного управления по делам местного хозяйства С. Н. Гербелю, в котором сообщил, что перевод управления МКВж.д. из Курска отразится упадком на всей жизни города.
Акционерное общество тоже не сидело сложа руки. Об этом свидетельствуют материалы, хранящиеся в госархиве Курской области. Для управления дороги в Киеве спешно подыскивали помещения, присматривали землю для постройки домов.
Однако 10 мая 1913 года представитель канцелярии Л. Н. Нечай-Грузевич в ответ на предложение приобрести участок земли при станции Заворичи под дома для служащих в случае перевода управления дороги в Киев сообщил, что этот вопрос является преждевременным. Мол, перевод еще не решен окончательно, в любом случае он может состояться не раньше конца 1915 года.
Но ни в указанное время, ни позже переезд не состоялся. Управление дороги тогда осталось в Курске. Вот такая история.
Анатолий СТРЕЛКОВ, политолог, кандидат исторических наук
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (1354) от 29 сентября 2020 года
Кому в Курске не нравятся традиции, правда и успех? Со стен домов исчезли баннеры «Друг для друга»
Курянин назначен заместителем председателя Верховного суда РФ
Коммунисты устроили забастовку в Глушково на советской фабрике
Преступления курских военных: взятки, кражи казенного имущества, распространение интимных фото
Опасные симптомы ишемии, которые могут привести к остановке сердца