Какие суда ходили по курским рекам
В XI–XII веках Курск был обязан своим процветанием судоходству. Под городом останавливались ладьи с товаром, следовавшие через Дон и Азов к Черному морю и обратно. В XVI веке регулярное судоходство по Сейму прекратилось из-за обмельчания русла, лишь редкие купцы сплавляли барки с товаром на свой страх и риск. Возобновляться судоходство стало во времена Екатерины II, окончательно развившись в правление Николая I. Старшему поколению курян удалось покататься на баржах и рейсовых прогулочных катерах по родной области.
От Боевки до Солянки – на водном транспорте
Увы, рейсовое движение судов по области прекратилось. Почему? Во-первых, бурно развивалась железная дорога – более комфортное в плане размещения и выгодное в части перевозки товаров. Во-вторых, нужно было ремонтировать шлюзы и каналы, на что не хватало денег. Трудности в царские годы были сопряжены и с собственностью на землю. Помещики не желали, чтобы на их владениях велись гидротехнические работы, даже в суд за это подавали.
Судоходство могло возродиться в 1930-е годы, когда власти посчитали, что перевозить товар по Сейму экономически выгодно. Но планам помешала война. Хотя до 1960-х баржи перевозили грузы для предприятий, а прогулочные катера катали пассажиров по живописным местам.
«У меня на родине, в Рыльском районе, был речной вокзал, – вспоминает 55-летний Виктор Васильевич. – В селе останавливались баржи, на которых можно было покататься и полюбоваться окрестностями, грузовые суда возили сырье на находившийся неподалеку сахарный завод. В деревнях, скудных на развлечения, плавсредства были местной достопримечательностью».
Курский краевед Владимир Ковалев рассказывает, что в 1930-х годах от Боевой дачи до Солянки по Тускари и Сейму ходил речной трамвай – небольшой уютный катерок примерно на 20 пассажиров. Им пользовались не только для прогулок, но и с практической целью. В деревне Ламоново (теперешние улицы Серегина, Гагарина) и Рышково тогда еще не ходил другой транспорт. Чтобы трамвай проплывал свободно, Барнышевский мост (площадь Добролюбова) и мост в районе старого кожзавода были «горбатыми». Трамвайчик проделывал путь от Боевки до Солянки за час, проезд стоил рубль.
История «Александрийского пути»
«Открыт сквозной путь по реке Сейм из Курска в Киев, а далее по Днепру до Херсона был незадолго до приезда в Курск императрицы Екатерины II – 6 мая 1787 года, – рассказывает краевед Владимир Степанов. – Тогда одну из главных улиц города, Белгородскую дорогу, нынешнюю улицу Дзержинского, назвали Херсонской».
С созданием пароходов этот путь уже не мог обслуживать новые суда. Вторую жизнь ему должен был дать проект щигровского помещика, действительного статского советника Михаила Пузанова, утвержденный Николаем I в 1832 году. Императорская чета выдала на реконструкцию водного пути в пределах Курской губернии сто тысяч рублей, местное дворянство собрало сумму вдвое больше. В честь императрицы Александры Федоровны речной путь назвали Александрийским. Много сил приложили для его реализации курские губернаторы Павел Демидов и Михаил Муравьев.
Михаил Пузанов, помещик и общественный деятель, был дальним родственником известного курского изобретателя Федора Семенова. Возможно, страсть к смелым идеям была наследственной... У Пузанова не было специального образования, но именно его проект устройства судоходства власти признали наиболее реальным для воплощения. На свои деньги он проплыл 750 километров по Сейму, чтобы изучить все плотины, отмели и перекаты. Проект был построен по оригинальной системе из 16 шлюзов для пропуска судов при разном уровне воды. Пристани было три – в Курске, Льгове и Рыльске. Строительство сопровождали скандалы – владельцы водяных мельниц, коих по области было немало, требовали внушительные суммы за уступку земли. И все же через семь лет, в 1839-м открытие Сеймского судоходства от Курска до Десны состоялось, а Пузанов заслуженно получил царский орден.
Бурлаки на Сейме
Вспомним картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Нечто подобное можно было наблюдать и на курских реках. В судоходстве в XVI – начале XX веков использовалась людская и лошадиная тяга. Чтобы тянуть барку с грузом около 90 тонн, требовалось семь рабочих, два лоцмана, более 20 рабочих на носу и корме. А для конной тяги – три лошади. Судоходство было оживленным: курские купцы вывозили в другие губернии муку и зерно, конопляное масло и кожу, сукно и вино, а привозили на продажу промышленное сырье – круглый лес, доски, стекло, железо...
В 1846 году Сейм прославился как первая в Европе река с системой шлюзов, по которой прошел пароход. В то время считалось, что шлюзы не рассчитаны на движение паровых судов. 8 мая на Александрийскую пристань (краеведы предполагают, что она располагалась в районе нынешнего Сеймского моста у проспекта Кулакова) прибыл пароход «Людиново». Газеты писали: «Пароход этот железный, в длину имеет 11 сажень, а в ширину четыре аршина, с паровою машиною в 16 лошадиных сил; пассажиров может на нем поместиться до 10; скорость его до 14 верст в час по течению воды».
Судно прошло по Болве, Десне и Днепру до города Кременчуга и со своим владельцем Мальцовым возвратилось в Брянск. Прибытие парохода в Курск вызвало изумление и восторг. Новинка техники, построенная за два года до этого, заставляла крестьян бросать работу. Они бежали по берегу, а то и кидались в воду. В Путивле берег Сейма на несколько верст покрылся тысячами людей, приветствовавших пароход радостными криками. У Молченского монастыря «Людиново» встречен архимандритом со всем сонмом монахов. В полном облачении, при пении молитв, архимандрит благословлял плывших. По пути следования купцы запирали лавки, дворяне и чиновники бежали к пристани, чтобы посмотреть на «предвозвестника счастливой будущности».
Оксана САНИЦКАЯ, с использованием материалов статей и книг Михаила Лагутича, Владимира Степанова, Ирины Максимовой
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
так проходил мимо
30 октября 2011, 01:20Известно, что у нас в п. Прямицыно, что под Курском давным давно затонул корабль с драгоценностями. Рыбаки до сих пор вылавливают ценные вещи.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 43 (889) от 25 октября 2011 года
Как правильно «переобуть» авто. Водителям пора ставить зимнюю резину
Вторые блюда – сытно и быстро. Готовим гуляш и мясо по-французски